Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
59 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. В работах православных богословов ХХ в.: о. Георгия Флоровското, о. Н. Афанасьева, В. Н. Лосского, о. Иоанна Мейендорфа, о. Думитру Станилое и др. – эти особенности православной экклезиологии получили четкие догматические очертания, позволяющие в полной мере оценить вклад Хомякова в этот раздел богословской науки. В учении о Церкви принято выделять два взаимосвязанных аспекта: христологический и пневматологический. Церковь есть одновременно и Тело Христово, и полнота Духа Святого. При этом единство Тела относится к природе, «единому человеку во Христе»; полнота же Духа относится к личностям, к множеству человеческих ипостасей, из которых каждая представляет собой целое, а не только его часть. Таким образом, человек по своей природе является частью, одним из членов Тела Христова, но как личность он есть существо, содержащее в себе целое. Как отмечает В. Н. Лосский, «Церковь не только единая природа в Ипостаси Христа, она, также, множество ипостасей в благодати Святого Духа. Причем, эта множественность может осуществляться только в единстве» [3, c. 131]. В свете этих догматических положений учение Хомякова о Церкви предстает как типично «пневматологическая» экклезиология . Если воспользоваться понятиями, обозначающими названия работ двух виднейших русских экклезиологов ХХ века – прот. Николая Афанасьева и прот. Георгия Флоровского, – то в понимании Хомякова Церковь является прежде всего «Церковью Духа Святого», а не Церковью «Тела Живого Христа». Согласно Хомякову, Церковь была создана и непрестанно созидается реальным и непосредственным присутствием Духа Святого. «Полнота Духа Церковного не есть ни собирательное существо, ни существо отвлеченное; это есть Дух Божий, который знает Сам Себя и не может не знать» [11, c. 47]. «Дух Божий, живущий в Церкви, правящий ею и умудряющий ее, является в ней многообразно: в Писанье, Преданье и в деле... Не лица и не множество лиц в Церкви хранят Преданье и пишут. Но Дух Божий, живущий в совокупности церковной». Согласно Хомякову, «Каждое Действие Церкви направляется Духом Святым» [14, c. 8, 9]. Вместе с тем христологический аспект экклезиологии Хомякова выявлен довольно слабо и имеет весьма существенные отклонения от православного догмата. Эти отклонения обусловлены тем, что Хомяков, в силу принятия тезиса о природной ограниченности твари, отказывает отдельному человеку в причастности к Телу Христову. По Хомякову, отдельная личность не может быть «сотелесной» Христу и обладать всей полнотой богочеловеческой соборности. В этой связи в экклезиологии Хомякова становится невозможным понимание Церкви как Богочеловеческого Тела. Требует определенных оговорок и понимание Хомяковым Церкви как «Тела Христова», которое можно встретить и в его ранней работе «Церковь одна» и в более поздних полемических сочинениях. Если строго придерживаться центрального положения хомяковского богословия об ограниченности тварной (человеческой) природы, «то Тело Христово» следует понимать не как личную «сотелесность» Христу каждого верующего члена Церкви, означающую наше
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=