Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

56 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. что человек находится на стадии субъективного верования (или «веренья» по терминологии Хомякова), т.е. частного логического мнения о предмете веры. Эти свойства истинной веры – нравственная целостность и духовная объективность – позволяют увидеть принципиальные отличия православно – христианского понимания веры от ее субъективно-рационалистических толкований в западноевропейской христианской традиции. Так, известный протестантский теолог Пауль Тиллих пишет: «Никто не может сказать о себе, что он находится в ситуации веры... Каждый одновременно и вовлечен и отчужден; он всегда и в вере, и в сомнении» [7, c. 18] Несмотря на экзистенциальный контекст веры, последняя, в силу своего субъективного источника, не способна вырваться из круга сомнений, и вынуждена растворять себя в «предельной религиозной заботе». Подводя итог своему «исследованию в области веры», Хомяков делает вывод, что вера есть Дух Святой, налагающий свою печать на «веренье». Но эта печать не дается человеку по его усмотрению; она не является достоянием человека, пребывающего в своей одинокой субъективности. Согласно Хомякову, «она дана была единожды на все века апостольской Церкви, собранной в святом единении любви и молитвы» [10, c. 157]. Сущность христианского Откровения как высшая нравственная ценность Богословие Хомякова достигает своей высшей точки в учении об Откровении. «Христианство имеет и учительство в логической форме, – подчеркивал Хомяков, – которое мы называем «теологией», но это не более как ветвь учительства в его целости. Отсекать ее – тяжкое заблуждение; отдавать ей исключительное предпочтение – глупость; полагать в ней небесный дар, приуроченный к какой-либо должности, – ересь, ибо тем самым создается новое, небывалое таинство – таинство рационализма» [11, c. 51-52]. В свете этой мысли «теология откровения» Хомякова максимально приближается к образцу «цельного» христианства, ибо соединяет в себе учительство в логической форме с опытом Божественного Откровения, которое определяется всей полнотой церковной жизни. В основе Откровения лежит некое таинственное начало, которое Хомяков обозначает как «нравственное существо Бога», которое постепенно являет и открывает Себя миру. Хомяков различает три этапа откровения: онтологический, нравственный и экклезиологический, причем первый этап есть, преимущественно, Откровение Бога Отца; второй – Откровение Бога Сына, а третий – Откровение Духа Святого. На первом – онтологическом – этапе Бог открывает Себя созданным существам «целым миром природных явлений, ощущаемых или осознаваемых»; но это, согласно Хомякову, есть как бы частное и внешнее откровение Божественной Благодати, Премудрости и Всемогущества. Нравственное «существо Божие» оставалось здесь еще закрытым и непостижимым для тварных созданий. Некоторые из них вольным действием

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=