Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

55 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Заслуга Хомякова состоит в том, что он сумел обосновать духовную и жизненную целостность веры, выявить ее объективные источники, отсекающие возможность субъективных сомнений и придающие вере абсолютную достоверность «невидимого факта». Для Хомякова вера превыше религии, ибо, как он писал в работе «По поводу статьи И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России», если религия есть человеческое установление, то вера – начало Богочеловеческое: «Религия может соединять людей, но только вера связует людей не только друг с другом, но еще и с ангелами, и с самим Творцом людей и ангелов» [13, c. 243]. Хомяков не отрицает определенного логического компонента веры. Вера – это не только акт благодати, но в то же время и акт человеческой свободы, свободы разума, что делает неизбежным предварительное исследование предпосылок и оснований веры. Хомяков допускает «право исследования данных, на которых зиждутся вера и ее тайны». Однако это исследование не должно подменять собой живую веру, превращаясь тем самым в «таинство рационализма». Согласно Хомякову, вера всегда есть следствие откровения; она есть полагание факта невидимого, проявляемого в факте видимом. Но вера не есть чисто логическое и рациональное полагание. «Она не есть факт одного разума, но акт всех сил ума, охваченного и плененного до последней его глубины живою истиною откровенного факта. Вера не только мыслится или чувствуется, но и мыслится, и чувствуется вместе; словом – она не одно познание, но сразу познание и жизнь» [11, c. 50]. Состояние подлинно христианской веры характеризуется, по Хомякову, Двумя основными свойствами. Во-первых, вера есть проявление и действие всего духовного мира человека; она есть «постижение и изволение в их внутреннем единстве». Из этого Хомяков делает принципиальный вывод о том, что «вера есть начало, по существу своему, нравственное». Как только вера отвергает свою нравственную основу, она сходит на почву рационализма. Во-вторых, вера есть объективное, соборное качество. Согласно Хомякову, вера в отдельном человеке, подверженном греху, всегда субъективна и потому чревата сомнением. «Чтобы возвыситься над сомнением и заблуждением, ей нужно возвыситься над собою, нужно пустить корни в мир объективный, в мир святых реальностей, в такой мир, которого она сама была бы частью и частью живою, неотъемлемою, ибо, несомненно, веришь только тому миру, которому принадлежишь сам» [10, c. 157]. Хомяков полагает, что критерий объективности мира как условия подлинности веры заключается только во внутреннем единении человеческой субъективности с реальною объективностью органического и живого мира. Это и есть то «святое единство», закон которого – «не абстракт, не что-либо изобретенное человеком, а Божественная реальность – Сам Бог в откровении взаимной любви: это Церковь» [Там же]. Характерно, что для Хомякова понятия веры и сомнения исключают друг друга. Истинная вера не знает сомнения. Наличие же сомнения означает,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=