Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

54 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. хомяковского понимания соборности. Наряду с этим соборность означает также духовное преображение множества индивидуальных воль в их свободное единство. Личное несовершенство не устраняется внешним соединением несовершенных созданий в одно целое; напротив, такое соединение только приумножает это несовершенство. Необходимо качественное преобразование множества несовершенных тварей посредством духовной связи взаимной любви в целостную, соборную «личность», обладающей единой волей. Богословие Хомякова окрашено в цвета ценностно понимаемой соборности. Степень отклонения тех или иных положений его учения от православной догматики определяется именно преобладанием, соборного над личностным, морально-ценностного над догматическим. Вследствие этого, личное спасение и личное обожение подменяются в богословии Хомякова соборным спасением и соборным обожением. Особым ценностным содержанием наполнено учение Хомякова о спасении, суть которого в том, что Христос принимает на себя грехи мира не в смысле искупления человеческой греховности, претерпевания за грехи человеческие , а в самом прямом смысле, становясь греховным вследствие ограниченности своей человеческой тварной природы. «Греховность» Сына Божьего оказывается здесь необходимым условием спасения людей через соборное преображение греха во Христе. Согласно Хомякову, «греховность» Спасителя есть следствие его любви к человеку. «Любовь Христова, – подчеркивает он, – не оставляет твари. Он не хочет разлучаться с нею. Он соединяется с нею единением внутренним и совершенным. Он принимает тяжесть греха, которому Он есть осуждение. С тварью и для нее Он действительно становится согрешившим, ибо Он может им быть как существо ограниченное» [10, c. 169]. Это внутреннее, божественное «вобрание» греха необходимо для окончательной победы над ним и совершенства твари. Грех, принятый свободной любовью, преобразуется в совершенство и становится, согласно Хомякову, «венцом Божественного совершенства». При этом «всякий грех обращается в правду, всякий грешник становится сыном Божьим». Все своеобразие соборной сотериологии Хомякова состоит в том, что грех здесь не может быть прощен, искуплен или упразднен (что, согласно Хомякову, было бы противно законам разума). Грех может быть только преображен в совершенство соборным единением человека со своим Спасителем, которое может быть осуществлено только в Церкви. Вера как ценностная парадигма знания Соборное богословие Хомякова органически выливается в соборную гносеологию. Как проницательно заметил Ю. Ф. Самарин, Хомяков «поднял голос не против вероисповеданий латинского и протестантского, а против рационализма, им первым опознанного в начальных его формах, латинской и протестантской» [6, c. 10]. И главным оружием борьбы с рационализмом явилось прояснение и обоснование глубинного православного смысла веры.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=