Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

53 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Введение. Существенной чертой современного ценностного миропонимания является опора на религиозный онтологизм [4, c. 11]. Нравственно-религиозная онтологизация ценностей оказала существенное влияние на становление и развитие русской философской мысли, в особенности нравственной философии. Характеризуя сущность русского мировоззрения. С. Л. Франк проницательно заметил, что в русской этике «добро» – не просто содержание моральной проповеди или нравственного требования; оно не «должное» или «норма», а « истина», «как живая онтологическая сущность мира. Другими словами, религиозная этика есть в то же время религиозная онтология». [9, c. 153]. Согласно Франку, «онтологичность» русской этики выражается также и в том, что русскому сознанию претит индивидуалистическое толкование морали. В русской этике центральное место занимает не та ценность, которая делает «добрым», «спасает лично меня, а тот принцип, порядок и, в конечном счете, религиозно-метафизическое основание, на которое опирается жизнь всего человечества и даже устройство всего космоса и, благодаря которому человечество и мир спасутся и преобразятся» [Там же]. Одним из первых мыслителей, попытавшихся построить русскую религиозную философию на фундаменте «ценностного онтологизма», был А. С. Хомяков. В данной статье мы рассмотрим основные положения его религиозно-философской и нравственной аксиологии. Соборность как единство свободы и любви Богословие А. С. Хомякова исходит из ценностной предпосылки « несовершенства и греховности человеческой природы », которая является истоком идеи соборности. Своеобразие этой парадоксальной мысли состоит в том, что, согласно Хомякову, человек несовершенен и немощен не вследствие первородного греха, а по причине своей изначальной, природной, тварной ограниченности. Для Хомякова свобода человеческой воли не может являться источником греха, не может привести к грехопадению, поскольку личная свобода «греховна» без всякого прегрешения, если она остается самодостаточной и не реализует благодатный дар взаимной любви. Хомяков объясняет это тем, что единение отдельного человека с Богом всегда несовершенно: «оно становится совершенным только в той области, где человек слагает свое личное несовершенство в совершенство взаимной любви, объединяющей христиан. Здесь человек опирается уже не на свои силы, точнее – не на свою немощь; он доверяет не себе лично, а возлагает все свое упование на святость любвеобильной связи, соединяющей его с братьями; и такое упование не может обмануть его, ибо связь эта есть Сам Христос, созидающий величие всех из смирение каждого» [10, c. 171]. Личное несовершенство, «бессилие духовного одиночества», питающееся грубой нечистотой каждого отдельно личного существования», должно быть очищено и свободно преобразовано силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе в Богочеловеческое совершенство – такова формула

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=