Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

22 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. moral subject is the beginning of an act and is oriented towards duty and concerned primarily with virtue and secondarily with the functional excellence of the act. A. A. Guseynov criticizes the early modern ideas of morality and contemporary concepts of institutional ethics formed on their basis, in which the main element of morality is not virtue as a personalized principle of morality, but norms and rules that shape a person externally and orient him to achieve the objective result of action, to functional excellence. According A. A. Guseynov, such a view leads to a deformation of the morality meaning, realized and expressed in the moral philosophy. The author attempts to show that the reorientation of ethical interest from virtue to principles and norms is not necessarily associated with the displacement of the personal principle, subjectivity from the idea of morality, with the complete leveling of the virtue meaning, with the solution of the problem of virtue and functional excellence in favor of the latter. Keywords: A. A. Gusyenov, morality, moral philosophy, institutional ethics, an act, virtue, norms, principles, Modern age. DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-3-21-34 Проблему морального поступка – его природы и условий возможности – А. А. Гусейнов считает центральной в моральной философии. Он обращается к ней в разных работах, сосредотачиваясь на разных ее аспектах – на вопросах о необходимых составляющих поступка, о том, как они соотносятся между собой, о том, как могут быть соединены в моральном поступке его уникальность, неповторимость и всеобщая форма, каковы критерии морального поступка, на какие конкретные поступки можно безошибочно указать как специфически моральные, как возможно понять моральный поступок в его целостности и что это означает? (см., напр.: [3; 4; 5; 6; 7 и др.]). Одну из сложных теоретических проблем, связанных с понятием поступка, А. А. Гусейнов обозначает как соотношение характеристик добродетели и добротности поступка. Анализу этой проблемы специально посвящена его статья «Добродетель и добротность», изначально опубликованная в «Ведомостях прикладной этики» в 2015 г. и затем включенная в том «Этика и культура» [Комм. 1], [3]. Добродетель понимается как качество (характера, нрава) человека, проявляющееся в его решимости и способности в любых жизненных обстоятельствах, полагаясь на самого себя, исходя из представления о собственном совершенстве и о совершенном устройстве мира без внешних указаний, следовать добру как таковому, даже если это ограничивает его возможности по удовлетворению личного интереса или вовсе препятствует достижению личного интереса. А. А. Гусейнов описывает добродетель в ее моральном значении как добротность человека в качестве «субъекта деятельности, начала, причины своих поступков» [3, с. 412]. Добродетельность (обладание добродетелями) выражает мораль в ее персонализированном измерении. А слово «добротность» он использует для обозначения совершенного состояния действий, рассмотренных в материальном аспекте [там же]. Такой характеристикой действие обладает в силу того, что оно соотнесено не только с субъектом, но и включено в реальный мир, имеет предметное содержание. Добротность выражает эффективность действия с точки зрения планируемого материального результата, удовлетворяющего потребности человека. Этот результат имеет значение для человека в силу того,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=