Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

17 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. В контексте всего вышесказанного совершенно невозможно согласиться с предложенными («возможными») ответами исследователя Сергея Мерзлякова из Московского государственного университета им М. В. Ломоносова. «Нужна ли философия России? – задаётся он вопросом, – Если Россия отворачивается от Запада, то, возможно , нет. Прижился ли этот институт в России? Возможно , нет. Нужна ли академическая философия в своём нынешнем виде? Если она не транслирует актуальные дискуссии, предаётся ностальгии о чужих и былых заслугах, боится выглядеть глупо, но вместо этого с серьёзным видом играет в языковые игры и выдаёт эту игру за философию, то, конечно , нет» (курсив везде мой – Н. А.) [18, с. 48]. Философия нужна той конкретной России, в которой мы живём, не по причине каких-то внешних изменений, тем более ситуативных (Восток – Запад и проч.), философия нужна именно по той причине, что Россия и русская культура – это развитые образования, которые не могут не то, что развиваться, а просто поддерживать своё существование на достигнутом уровне без практики философского мышления. К одной из важнейших мыслей в этом контексте, относится и рассуждение такого вида: у государства есть задача философского мышления и потребность в нём, наличествует инфраструктура обеспечения деятельности субъектов этого мышления, но само государство, состоящее из множества экспертных образований, не может выступать верховным арбитром того, как осуществляется философия. Это могут сделать только сами философы, в той мере, в какой их деятельность соотносится с принципами рационального осмысления действительности. В этом смысле мысль А. Гусейнова о том, что академическая философия – это и есть часть, орган государства, выполняющий свою, только ему присущую функцию, становится ключевой. И в интересах как самих философов, так и государства оказывается поддерживать работоспособность этого органа, не допускать его перерождения во что-то иное: «Тема практической и прикладной философии в наше время является не только структурным разделом общей философской работы, но также отражает одну из главных интенций в изменениях философии и жизни, практики и теоретического сознания» [12, с. 7]. Литература 1. Агапов О. Д., Агапов И. О. Homo academicus как субъект ответственности // Человек. 2023. Т. 34, № 3. С. 60–72. 2. Гусейнов А. А. Мой Зиновьев. Статьи, доклады, интервью. М.: ИД ЯСК, 2023. 272 с. 3. Гусейнов А. А. Наука не терпит диктата // Институт Философии РАН : офиц. сайт. URL: https://iphras.ru/page22207653.htm (дата обращения: 25.09.2024). 4. Гусейнов А. А. О тождестве русской философии и философии в России // Философский журнал. 2023. Т. 16, № 3. С. 5–16. 5. Гусейнов А. А. Практическая философия: традиция и современные тенденции // Практическая и прикладная философия / отв. ред. А. А. Гусейнов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=