Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
16 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. с точки зрения прагматики государственных интересов удивительно, что, располагая такой инфраструктурой, доставшейся в наследство от советской эпохи, этого до сих пор не произошло. Возможно, и хочется верить, что это не случайность, что именно здесь проявляет себя до сих пор действующая способность рационального теоретического суждения оказывать влиянию на практику. В общем-то, непреодолимых препятствий к форматированию (практической) философии до состояния сервильности [16], т.е. обслуживания интересов тех, кто формирует заказ, нет. Ещё А. Зиновьев отмечал, что «Она (власть – Н. А. ) имеет огромную разрушительную и ничтожную созидательную силу» [14, с. 330]. А. Гусейнов так характеризует некоторые парадоксалистские по форме пассажи философа: «Поразительная оборачиваемость аналитики и сатиры, суждения и осуждения» [2, с. 198]. Так и идея о реальных возможностях власти должна быть известна властвующему субъекту, целеполагание которого заключается именно в созидании. * * * «Как только частные, конкретно-научные знания о человеке обобщаются в целостные представления о нём, мы получаем ложные, односторонние образы» [10, с. 7]. Так и поверхностные представления о практической философии, которые не просто делают акцент на первом слове в этом словосочетании, но и понимают его в обыденном ключе, создают односторонний образ философской практики. Обратившись к трудам А. Гусейнова, предметно исследующего тему практической философии, мы обнаружили, что в практической философии не может не сохраняться теоретическая основа мышления. Более того, в рамках общественной жизни практическая философия оказывает непосредственное влияние на теоретическую: служит её поверкой на истинность и источником новых идей. Практическая философия, коль скоро мы можем вполне сносно проследить её историческую специфику, всегда приобретает определённые выражения в конкретно-исторических обстоятельствах. Поэтому задача практической философии состоит и в том, чтобы показать своё значение сегодня и сейчас. «Считается (по крайней мере, часто говорится), что Россия довольно поздно встала на путь философского, т.е. рационально обоснованного, осмысления самой себя. <…> Слово “поздно” в данном случае, на мой взгляд, является неуместным. <…> Философия в России появляется в самое нужное время» [4, с. 9]. Эти слова А. Гусейнова в отношении философского генезиса российского общества следует понимать буквально применимыми и к реалиям сегодняшнего дня. Та уникальная комбинация, с одной стороны, институциональных структур, а, с другой, серьёзных идентификационных проблем, говорит в пользу поддержки практической философии. А чтобы она не превращалась в нечто чужеродное плодотворному принципу решения конкретных задач, соблюдение её чистоты, т.е. автономии самого разума, который единственно и может выступать руководящим принципом, обязательно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=