Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

15 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Исторические формы существования России предполагали осмысление окружающего её мира в его глобальном масштабе. Богатая и полная трудностей история страны ставила перед национальной культурой задачу мышления как во временных, так и в пространственных координатах. При этом предметом мышления, коль скоро оно мышление, было не всегда само мышление, т.е. философия, а частные его формы или историко-культурные образования, которые были его основой и вместилищем. Государство, понятое в философском смысле как сущность, способствующая реализации народом его потенций, достижению общественного блага, в случае России нуждалось и нуждается в философском осмыслении себя, которое могло бы обеспечивать внутреннее единство интеллектуального пространства, стягивающего столь разные субъекты. Здесь мы вновь возвращаемся к тому, что особенности бытования русской философии определены не только потребностями национальной истории – русская философия, или философия в России, не может быть философией где-то ещё, и это совершенно не означает того, что русская философия должна мыслить только «о России» –, но определены и интересами государства, которое для выполнения своих задач в общем-то нуждается в том, что производят философы. Значимость этого состоит не только в том, что философия должна поддерживаться как общественный и академический институт, но в том, что государство, коль скоро оно не является философствующим субъектом, может обращаться к философии с определённым «заданием» или «заказом», подобно тому, как устроена система Государственного заказа: формируется список необходимого (товары, услуги, работы), заключается соглашение, а после – в идеальных условиях – оно сносно выполняется. Финансирование научной деятельности в последнее время практически идентично указанным принципам. Общая политика и актуализация определённых приоритетных тем оказывает и опосредованное влияние на грантовую политику. В нашем контексте совершенно неважно, на принципах какой гувернаментальности основана эта деятельность. Ключевой вопрос в том, что это значит для философии, для которой, в чём мы согласны с А. Гусейновым, невозможно полное совпадение с декларируемыми конкретными задачами (тогда она превращается в идеологию). «Если бы меня спросили, за что государство должно платить деньги философам и какая от них польза обществу, я бы ответил: за то, что они занимаются философией, и от них нет никакой другой пользы, кроме того, что они занимаются философией. И единственная задача философов – хорошо делать свое дело. Парадокс, однако, в том, что никто, кроме самих философов, не может отличить хорошую философию от плохой. И чтобы поддерживать на государственном уровне философию, надо понимать ценность и значение этой древнейшей области знания и духовной культуры» [3]. В условиях, когда философия вынуждена существовать как труд людей, профессионально занятых в секторе, финансируемом из бюджета, соблазн сделать её носителем государственной идеологии [20] всегда велик. Собственно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=