Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

140 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Бетховен) темен и кажется подавленным одиночеством, он таков не вследствие так называемой дикой оригинальности, за которую его почитают, а потому, что он обращается спиной к вечным принципам; Моцарт же – никогда» [6, с. 30]. Это касается и крайностей романтизма, в котором «провозглашалась абсолютная субъективность художника», а с другой стороны, – выявлялось тяготение к классицистским моделям, которые представляли собой образцы четкой архитектоники формы, по словам самого Ф. Шопена, – ее «единства», законченности, легкой восприимчивости, утонченной изысканности. Последнее особенно важно для представления о личности Ф. Шопена, о котором Ф. Лист писал: «Внешняя изысканность в такой же мере была свойственна Шопену, как и душевная» [9, с. 181]. К качествам шопеновской личности принадлежит еще одна важная черта – «четкая очерченность и твердость характера» <...>, которая, безусловно, по- своему отражается в его творчестве» [2, с. 185]. В те времена еще господствовали аппликатурные принципы, которые сложились в период классицизма. Они были основаны на практике игры «одними пальцами» при почти полной неподвижности запястья. В связи с этим возникло одно из важных правил применения пальцев: короткими, то есть первым и пятым играть на белых клавишах, длинными – 2-м, 3-м, 4-м – на черных. На основании этих аппликатурных основ Ф. Шопен предлагает новую аппликатуру для хроматических гамм в унисон и двойными нотами. Вместе с тем архитектоника, стройность и законченность музыкальной формы как кристалла у Ф. Шопена никогда не теряет своего значения. И в этом отношении он был наследником великих классиков. Литература 1. Горностаева В. В. Мысли о Шопене // Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка, 1965. С. 134–148. 2. Горностаева В. В. Шопен: облик, характер, начало пути // Музыкальная жизнь. 1986. № 4. С. 15–16. 3. Грицевич B. C. История стиля в фортепианном исполнительстве. М.: Мос. гос. консерватория им. Чайковского, 2000. 148 с. 4. Ежевская З. Фридерик Шопен / пер. с пол. М. Белевич. Варшава: Интерпресс, 1969. 116 с. 5. Зенкин К. В. Фортепианная миниатюра Шопена : монография. М.: Мос. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1995. 150 с. 6. Кремлев Ю. А. Фредерик Шопен. Очерк жизни и творчества. М.: Музгиз, 1949. 409 с. 7. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX веков : учеб. пособие для вузов. СПб.: Планета музыки, 2006. 432 с. 8. Ландовска В. О музыке. М.: Классика XXI, 2005. 368 с. 9. Лист Ф. Фредерик Шопен. М.: Музгиз, 1956. 427 с. 10. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 342 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=