Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

137 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. исследователь указывает на доминирование категории стиля по отношению к жанру, он считает, что функция жанра ограничена и подчинена ведущим, более общим законам развития искусства. Взаимосвязь между жанровым и стилевым началами демонстрирует явление «жанрового стиля» – термин А. Сохора. Ученый трактует жанровый стиль с позиции первичных жанров, под которыми понимает комплекс средств выразительности, которые отличаются обусловленным своеобразием и целостностью содержания, своеобразием и внутренней целостностью. К ключевым критериям жанрового стиля А. Сохор относит свойственный для определенного жанра ритм, тип мелодики и специфику фактуры, которые являются содержательным наполнением жанра. В научных исследованиях последнего десятилетия, по мнению ученых, наметилась тенденция трактовки жанрового стиля на уровне его индивидуализации. По мнению К. Юнга, «…творчество великого художника никогда не укладывается в рамки его биографии. Личность участвует в творчестве не вполне и не одна, и художника следует понимать, учитывая его произведения, а не те личные конфликты, которые являются печальным следствием того, что он - художник...» [4, c. 47]. О творце и творчестве в высказывании Б. Яворского: «То новое, что творец вносит в музыкально-ощутимый материал формы, добавляя по выбору то, что было раньше (причем особое значение приобретает тот материал и те приемы, которые остались без внимания... предшественников этого автора...), определяет ценность его сущности, которая оттеняется отсутствием того материала, которым он мог, но не пожелал воспользоваться» [12, с. 75; 13]. Понятие «стильное исполнение» употребляет и В. Грицевич, понимая под ним такое исполнение музыкальной пьесы, «в случае которого способ выражения абсолютно соответствует ее содержанию» [3, с. 63]. Он особо выделяет тот момент «что... способ выражения следует искать и находить для каждой пьесы в отдельности, хотя бы даже речь шла о нескольких пьесах, написанных тем же композитором» [3, с. 64]. В качестве примера В. Грицевич приводит произведения Ф. Шопена: «Если вам удалось сыграть стильно одно произведение Шопена, то это никоим образом не свидетельствует о том, что вы сумеете так же хорошо исполнить любое другое произведение, автором которого он является. Хотя в целом манера его письма может быть одинаковой во всех его произведениях, однако, разные его пьесы будут заметно отличаться друг от друга» [3, с. 68]. Итак, несмотря на общее в точках зрения Л. Гаккеля, Б. Яворского, В. Грицевича на «стильную игру», «стильное» исполнение (общее тут – «выразительность»), обнаруживаются и существенные различия, суть которых состоит в соотношении двух взаимозависимых, но разных по уровню значений понятий – «стиль» и «стилистика». Если «стиль» – фундаментальная музыкально-эстетическая категория, в центре которой находится фигура творческой личности, являющейся «носителем» всей сложной иерархической системы музыкального стиля, согласно В. Холоповой, – «лестницы стилевой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=