Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
136 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Насу Хулунбуирский государственный университет, ПОНЯТИЯ СТИЛЬ И СТИЛИСТИКА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ТВОРЧЕСТВУ Ф. ШОПЕНА Статья посвящена анализу стиля и стилистики в творческом наследии Ф. Шопена. Яркость и эмоциональная насыщенность музыкальных образов Ф. Шопена прекрасно гармонируют с тщательной проработкой деталей, логикой построения музыкального материала, а также классической завершенностью и ясностью замысла. Взаимодействие элементов бытовой, культовой и концертной музыки в его фортепианных произведениях в значительной степени обусловило уникальность шопеновского стиля. В его работах ярко проявляются, с одной стороны, связи с романтической эстетикой, а с другой – то индивидуальное, «шопеновское» начало, которое несколько отделяет его творчество от общих тенденций западноевропейских романтиков. Ключевые слова: жанровый стиль, манера исполнения, личность композитора, архитектоника формы, классическая гармония. Nasu Hulunbuir University (Hulunbuir, Inner Mongolia, China) THE CONCEPTS OF STYLE AND STYLISTICS AS APPLIED TO F. CHOPIN’S WORKS The article deals with the analysis of style and stylistics in the creative heritage of F. Chopin. The vividness and emotional intensity of Chopin's musical images are in perfect harmony with the meticulous elaboration of details, the logic of the construction of the musical material, and the classical completeness and clarity of the idea. The interaction of elements of domestic, cult and concert music in his piano works was largely responsible for the uniqueness of Chopin's style. His works vividly manifest, on the one hand, links with Romantic aesthetics, and on the other hand - that individual, ‘Chopin's’ beginning, which somewhat separates his work from the general tendencies of Western European Romantics. Keywords : genre style, manner of performance, personality of the composer, architectonics of form, classical harmony. DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-3-136-142 Музыкальное произведение обладает образным единством идейного содержания и средств выражения в языке музыке. Особенности средств выражения определяют стилистику музыкального произведения, приметы которых мы наблюдаем в фактуре, гармонии, ритме, мелодике и т.д. Е. Назайкинский отмечает, что в музыке всегда рядом находятся и взаимодействуют, как абсолютно нейтральные, традиционные, общие средства, обороты и приемы, так и оригинальные, предельно конкретно определенные по своим стилевым отношениям, непосредственно указывающие на авторскую принадлежность творчества, ярко ассоциируясь с почерком определенного композитора [10, с. 89]. Одним из первых, кто доказал факт соотношения музыкального жанра и стиля, был Н. Михайлов, который утверждал, что стиль не может существовать без тех жанров, через которые он находит выражение. Аналогично жанры невозможно представить вне их конкретной реализации. Одновременно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=