Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

13 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. мышления в обществе. Благодаря этому различению мы получаем инструментарий понимания, который характеризует эти родовые формы. Искушения же – как со стороны государства, так и со стороны самих философов – слишком велики, чтобы отдавать исход борьбы на волю случая. Это оказывается губительным для философии. А если мы принимаем её значимость для общества именно как философии, то следует охранять её достоинство. Философская свобода не тождественна дезинтеграции символического поля, в которой склонные к идеологизации мыслители упрекают философов. Напротив, она по-разному отвечает на общие вопросы, релевантные конкретной исторической общности. Именно через ответы на эти вопросы сохраняется и конструируется то «мы», которое имеет способность сопротивляться исчезновению в бурлящем потоке современного мира: «Тема практической и прикладной философии позволяет понять одно из основных направлений развития, можно даже сказать, текучести мышления в нашу эпоху, она обязывает саму философию осмысливать как значимый жизненный проект» [20, с. 7]. Практическая философия и государство Одной из отправных точек на пути нашей концептуализации подходов к современной практической философии было указание на то, что в рамках российской действительности философия существует в особенном институциональном положении, специфику которого можно было бы ёмко определить через метафору «эпоха государственного финансирования». Этим обуславливаются особенности её функционирования и (вос-)производства. Само существование основанного более 100 лет назад Института философии в структуре Российской академии наук уникально. Столь же уникально количество кафедр философии в российских ВУЗах, включение её в программы высшего образования, обязательность общего курса философии для многих специальностей. Причиной тому послужила историческая динамика, о которой мы писали выше: «… в советском обществе по причине самого его устройства и в силу заложенных Лениным принципов его функционирования теоретическая работа в области философии была важной частью политической жизни. Среди первых решений советской власти было создание институциональной основы для переориентации всего производства в стране на новую – марксистскую – идейную основу. В ней первостепенное место отводилось научным и образовательным учреждениям, готовящим высшее звено теоретических кадров» [8, с. 783]. С институциональной точки зрения, современное государство благоприятствует российской философии, сохраняя материальную основу существования философских профессионалов: от обязательности курсов, связанных с философией, или грантовых программ до сохранения философских факультетов в высших образовательных учреждениях, претендующих на то, чтобы носить название университет. Хотя история философских факультетов Российской империи в XIX веке знала примеры закрытий или притеснений

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=