Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
128 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Дуин Хулунбуирский государственный университет, КОМПОЗИЦИОННО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ЭТЮДА-КАРТИНЫ «МОРЕ И ЧАЙКИ» Статья посвящена проблеме интерпретации этюдного жанра в произведениях С. В. Рахманинова ор. 39, инкорпорированных обстоятельствами их появления и авторским стилем композитора. Анализ этюда-картины «Море и чайки» в контексте исполнительских особенностей во взаимосвязи традиционного и новаторского подхода композитора к интерпретации этюдного жанра, позволяет творчески строить собственные исполнительские решения этих сочинений. Отмечается, что при исполнении этюдов-картин существенное значение имеют мировоззренческие установки музыканта, сопряженные с глубоким осознанием и постижением богатой нюансировки нотного текста для достижения максимального погружения в образно-содержательный и художественно-выразительный комплекс композиторского замысла. Ключевые слова: интерпретация, авторский стиль, этюдный жанр, исполнительское искусство. Duin Hulunbuir University (Hulunbuir, Inner Mongolia, China) COMPOSITIONAL, DRAMATURGICAL AND PERFORMANCE ANALYSIS OF AN ÉTUDES-TABLEAUX THE SEA AND THE SEAGULLS’ The article deals with the problem of interpreting the etude genre in the works of S.V. Rachmaninoff (Op. 39), incorporated by the circumstances of their appearance and the composer's signature style. The analysis of the études-tableaux ‘The Sea and the Seagulls’ in the context of performance features in the relationship between the composer’s traditional and innovative approaches to the interpretation of the etude genre, allows you to creatively frame your own performing solutions of these compositions. The author notes that when performing études- tableaux, the ideological attitudes of the musician are essential, coupled with a deep awareness and comprehension of the musical text’s rich nuances in order to achieve maximum immersion in the figurative, meaningful and artistically expressive complex of the composer's idea. Keywords : interpretation, signature style, etude genre, performing arts. DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-3-128-135 Цикл Девять этюдов-картин для фортепиано ор. 39, написанный Сергеем Васильевичем Рахманиновым в 1917 году до эмиграции, воплотил в себе его обостренно-лирическое ощущение образа родины, обусловленное не столько зрительными образами, сколько психологическими, более драматичными в сравнении с ранее написанным композитором op. 33. Если анализировать композиционно-драматургическую структуру цикла этюдов-картин ор. 39, в то в ней можно усмотреть внутреннюю организацию, обобщенное выражение которой можно обозначить, как четырехчастность. При этом функцию второй части выполняет этюд-картина, названный композитором немногим позже после её написания, – «Море и чайки» (№ 2, a-moll). Программный подзаголовок пьесы возник немного позднее, в 1930 году. По предложению дирижера и композитора С. А. Кусевицкого, его большой друг и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=