Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
124 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. верховенство берет прошлое, в котором доминирует опыт [5, с. 9-18]. Такое понимание творческой экзистенции выглядит как культурфилософское обоснование понимания возраста художника как цикла развития его творческого сознания. В качестве базиса культурфилософского обоснования категории возраста в целом, и творческого акме художника в частности, может послужить эпигенетическая теория Э. Эриксона. Исследователь, соотнеся природные предпосылки (биологическая переменная), особенности организации индивидуального опыта жизни (психологическая переменная) и воспитание ребенка как включенность в социальную группу (общекультурная переменная) выделил стадии жизненного пути человека. Он предлагает для каждого возраста два биполярных сценария его прохождения, анализируя возможное влияние трех групп переменных. Модус эффективности прохождения каждого возраста связан с выбором прогресса и творчества. Причем акме зоной творчества в периодизации Э. Эриксона обозначен период средней взрослости (40–60 лет) [12, с. 78]. Итак, для творческого жизненного пути художника каждый возраст значим и незаменим, а зона акме есть личностный уровень физического и духовного развития человека со специфическим набором признаков и ценностей. Образы искусства, изображающие миры детства, юности, зрелости, старости становятся тем аффективно-интуитивными выражением ценностно- смыслового концепта возраста, которое может для культурфилософского осмысления данной категории не только как темы искусства и социально- гуманитарных наук, но и как проблемы философских поисков [4, с. 32-36]. Возраст, отраженный в зеркале искусства, а также, будучи предметом рефлексии самих творцов, становится более открытым для философского анализа как особенный способ обнаружения безусловного, духа, сознания на различных этапах жизненного пути. Выводы Жизненный путь представляет собой последовательную закономерность биологического и психологического развития в динамичной социокультурной среде, причем тонус развития определяет культурный фактор. Возраст вполне можно определить как своеобразный культурный код, который зависит от содержания передаваемых ценностей. Поколение, сформировавшееся под воздействием определенных социокультурных условий, может повлиять на развитие общества и культуры. Особую роль в этом влиянии играют художники, которые, по сути, выступают лидерами-реформаторами, с их идеологией новизны. Очевидно, что для творческого становления и реализации художника, каждый возраст максимально значим и незаменим. Однако зона акме есть личностный уровень физического и духовного развития человека со специфическим набором признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя получают возможность самореализации, обретения социального статуса. Опираясь на представленный анализ категории возраста в связи с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=