Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

123 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. присущее ценностной картине молодых творцов. Творчество плеяды авангардистов – А. Бретона, С. Дали, В. Маяковского и модернистов – Д. Джойса, Ф. Кафки, А. Шенберга, смелые поиски молодых П. Пикассо, С. Прокофьева, М. Пруста, И. Стравинского, М. Шагала во многом определили главное русло стилей и тенденций художественного творчества всего столетия [9, с. 189-193]. Молодым – дорога, молодости все подвластно! В ХХ появляется ряд оригинальных концепций возраста, которые могут считаться серьезными реперными точками культурфилософского осмысления акме художника. На уровне поколенческих обобщений философу, культурологу, филологу М. Н. Эпштейну удалось аргументированно вычленить ряд ключевых признаков и ценностей, которые являются отличительными признаками творчества различных поколений поэтов. Так, авторов 50-60-х годов ХХ века характеризует смелость, раскованность и горделивость, неисчерпаемость в самореализации. При этом поколению присуща открытость и искренняя «исповедальность» как предельный уровень открытости своему зрителю, читателю. Творцов 70-х годов отличает связь с родовой памятью, теплота близких отношений, идея укоренности в Мире, ценность природы. Тенденции культурных процессов 80- 90-х, связанные с интенсивностью обменных процессов мировой культуры вовлекает художников в символический мир мифологического мировоззрения, поиска новых способов выражения, в том числе и с помощью рефлексии и поиска многозначностей обуславливаний и взаимосвязанных значений [15, с. 142]. М. Н. Эпштейн, получив обобщенные портреты поколений творцов, выделил, по сути, тип художника в контексте воздействия на его творческое сознание социокультурных факторов. Также обосновывается идея о том, что и само поколение художников может со временем повлиять на развитие общества и культуры, причем особая роль отводится лидерам-реформаторам, творчество которых ориентировано на молодежь, с ее идеологией новизны и извечным конфликтом отцов и детей. И, наконец, особого внимания в культурфилософском осмыслении жизненного пути художника и зон акме художника заслуживают те теории, которые проясняют не столько сущность индивидуального творчества, сколько включенность этого феномена в ракурс существования, бытийствования. Так, российский философ В. И. Красиков, сфера исследовательских интересов которого охватывает проблемы смысла, философской антропологии и экзистенциальных проблем предлагает интересную интерпретацию творческой экзистенции. В своей работе «Синдром существования» он говорит о вариативности бытия творца, которая может быть определена, в том числе, его возрастным этапом. В творческой экзистенции в качестве доминант может выступать воображение (желания, мечты), память (опыт) и рефлексия. Доминанта воображения – характеристика верховенства будущего и характерна для творчества молодости. Творчество зрелого возраста определяется верховенством настоящего, для которого характерна доминанта разума, уравновешивающего прошлое и будущее. В творчестве преклонных лет

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=