Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
122 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. философские публикации, посвященные данной проблематике, что по сути можно трактовать как начало оформления философии возраста. Нам представляется, что базисом для разработки философии возраста может стать теоретические и практические наработки социально-гуманитарных дисциплин. Большой материал для продвижения в этом направлении содержат художественные произведения, а также биографические описания и автобиографические свидетельства художников. Представления о возрасте в зеркале искусства Задолго до оформления возможности и необходимости интеллектуального интуитивного философского осмысления, проблема возраста нашла свое отражение в аффективной интуиции искусства. Приведенные выше иллюстративные примеры уже дают основание утверждать, что возраст в зеркале искусства представлен как локальный образ человека с вынесением ценностных акцентов. Далее остановимся лишь на одной стороне аналитики возраста в связи с художественным творчеством, а именно – представление о возрасте, как об условии творческих достижений, зоне акме художника. Так, в художественной культуре Франции XVIII в. наибольшую привлекательность имел период молодости. Он же – время наибольших возможностей в творческих достижениях. Образ юноши был запечатлен как идеал мужества, дерзости, совершенства. Квинтэссенцией такого изображения являются произведения П. Бомарше. Старость описывается как возраст покоя, набожности и болтовни [14, с. 102]. Однако уже во второй половине XIX в. Х. Ортега-и-Гассет, излагая основные принципы обустройства «массового общества», указывает на больший престиж пожилого возраста. Он описывает стремление молодых людей к солидным манерам, подражанию усталой походки старца и желанием перестать быть юношей [8, с. 257]. В начале ХХ века культ молодости, с ее физической силой, чистотой, непосредственностью, жизненным оптимизмом, готовностью к переменам возвращается. Появляется особый литературный жанр – роман взросления, где прослеживается цепь событий жизненного пути, сюжеты детско-родительских отношений, общения со сверстниками, развернутая саморефлексия как базис иллюстрации понимания метаморфозы взаимодействия главного героя с Миром и с собой. Герой такого романа – неидеальный, сомневающийся персонаж, который под влиянием испытаний формируется как личность. Причем, данный жанр подтверждает выдвинутую нами ранее гипотезу о тенденции изменения задач циклов возраста и их значения в современной социокультурной системе. Если изначально в центр событий произведения авторы помещают подростков и юношей, то сегодня это люди любого возраста. В качестве примера к последнему тезису назовем романы Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», У. Голдинга «Повелитель мух», Д. Тартт «Щегол» и др. Посыл читателю – человек меняется на протяжении всей жизни! Но вернемся к теме зоны акме. Условием для творческих достижений авторов считается открытость экспериментам, отсутствие консерватизма,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=