Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
121 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Особую ценность в период Нового времени приобретает возраст детства, что связано с развитием интереса общественности к вопросам обучения и воспитания. В трудах Я. А. Каменского, Д. Локка красной линией проходит идея представленности детства как особого периода развития. Ребенок не воспринимается как «недоразвитый» взрослый, он обладает специфическими возрастными особенностями, учет которых обеспечивает эффективность педагогического взаимодействия. Любопытно, что изменение отношения к детскому возрасту в обществе находит отражение в изобразительном искусстве, прежде всего, в семейном и портретном жанре. Если вплоть до середины ХVIII века ребенок изображался как уменьшенная копия взрослого, с идентичными позами, мимикой, одеждой, контекстной обстановкой, то с появлением идей о специфике и ценности детского возраста в детских портретах становится заметными тенденции наделения персонажей специфическими возрастными свойствами и индивидуальными чертами. Отдельно отметим идеи Ж.-Ж. Руссо, которые, на наш взгляд, представляют особый интерес понимания возраста не только в период Нового времени, но и в перспективе целостной культурфилософской аналитики. Мыслитель делает акцент на онтологическую ценность каждого периода жизни, отстаивая идею понимания возраста как полноценной и неповторимой бытие- позиции (бытие-ребенком, бытие-подростком, бытие-стариком и т.д.) [11, с. 25- 29]. В период второй половины ХIХ века и на протяжении ХХ века намечается и активно реализуется мощный когнитивно-поведенческий вектор исследования возраста, прежде всего в науках социально-гуманитарного спектра. Изучение специфики познавательных психических процессов, особенностей потребностей, интересов, детерминант внешних реакций на различных стадиях онтогенеза приводят к созданию поведенческих техник в воспитании. Второй вектор связан с критикой явной механичности и корреляционной линейности связи по типу «стимул-реакция», а также новое прочтение сущности человека как существа свободного, с его экзистенциальной позицией открытости и практически беспредельных возможностей. Важными становятся не только создание условий, в которых человек сможет достигнуть акме и не столько физиологические, психические, социальные факторы его развития. Интерес представляют феноменолого-экзистенциальные идеи, сосредоточенные на том, как человек себя находит, прояснение того, что неотделимо от его сущностного бытия в конструкте «Я-в-Мире-Мир-во-Мне» [6, с. 37]. Итак, проблема возраста интересовала философов издавна. Она была открыта как интереснейший и неотъемлемый горизонт понимания человека как он есть. Категория возраста до сих пор не стала полноценным предметным полем философских исследований. Лишь в 2000-х годах, в связи с необходимостью осмысления и обоснования не тождественности человеческого в многообразии его образов на различных этапах жизненного пути во внимании к его различиям, возможностям, становлении, бытии, появляются системные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=