Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

120 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. отношения целого и сущности – космоса и человеческой природы в предельно возможном уровне развития способностей. Акме связывалось со зрелостью, хотя представления о границах этого периода не были четко определены. В идеях Платона, Аристотеля, эпикурейцев и стоиков впервые затрагивается проблема условий, механизмов, критериев расцвета всего, на что способен человек. Вместе с тем, зрелость тела и зрелость души не совпадают во временной протяженности, первая наступает значительно раньше. Так, Цицерон считает, что вслед за созреванием тела наступает зрелость эмоциональной жизни. И только когда эти дефиниции клонятся «к закату», наступает созревание ума [13, с. 28]. Аристотель придает такому онтогенезу большую конкретику. Созревание тела он соотносит с возрастом 35 лет, акме души – ближе к 49 годам. Он также называет возраст философской мудрости, который соответствует 50-летнему рубежу. Философ явно соотносит духовный расцвет с преклонным возрастом [10, с. 14-17]. Различны представления античных мыслителей о женском и мужском акме. У Платона и Аристотеля акме женского пола соотносится с возрастом, подходящим для рождения потомства, акме мужчины измеряется также доблестью, мудростью и красноречием. В христианской философии акме понимается через призму совершенного, Христа. Широко известна метафора «возраст Христа» – 33 года как период достижения наивысшего уровня духовных свершений. Вместе с тем, в этот период сложилось ценностное отношение к возрастам детства и старости, что связано с их отдаленностью от плотского начала и свободы от власти страстей. Фигура ребенка сакральна, связана с безгрешностью. На средневековых полотнах младенцы изображаются в образе ангелов. Символизм изображения обнаженных младенцев представлял душу. Лица библейских младенцев строги и имеют признаки взрослости и даже старости, что отражало идею о неизменности лика Иисуса на протяжении всех жизни. Ценность старости связана с отдалением от суетности, очищением от плотских искушений, достижением просвещенности и приближению к встрече с Богом [2, с. 42-44]. Видение зоны акме в эпоху Возрождения смещается на проблемы антропологического характера и в целом сосредотачивается на гностических аспектах концептуализации возраста. Понимание возраста соотносилось с самосознанием человека, рефлексией жизненного пути и достижений, особенно в сфере искусства. Знания о возрастной идентификации черпалось из самоописаний человека о себе. И вот уже зона акме не выглядит как период жизни, благоприятный для творчества. Это особое состояние духа художника, часто связанное с состоянием борьбы и преодоления на пути к настоящему Я, призванию [1, с. 200]. Это вечное движение акме, в котором очерчивание возрастных границ теряет смысл. Так, Дюрер, Микеланджело создают свои первые шедевры в возрасте, когда еще рано говорить о богатстве жизненного опыта или постижении истины, которые являются неизменными спутниками творческого акме. А Тициан создает свои шедевры также в крайне преклонном возрасте.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=