Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
119 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. имеют равноправные способы существования в различных культурных ситуациях. Также свою роль играет увеличение продолжительности жизни. Еще одна трансформация связана с нивелированием конфликта и преемственности поколений. Большой круг вопросов возникает в связи с виртуализацией возраста в цифровом пространстве и, как следствие, измененные горизонты устойчивости системы самоидентичности, связанной с ритуализацией и символизацией культурных норм и стереотипов. Поэтому сегодня как никогда нужны некие ориентиры определения возраста, причем культурфилософского порядка. Здесь уместно привести определение возраста, предложенное одним из ведущих отечественных исследователей интересующей нас категории С. А. Лишаевым. Философ трактует возраст, прежде всего, как привычную форму поведения человека, определяющую его отношение к окружающим, к себе и миру, воплощенную в повседневной жизни. Особое значение ученый при этом отводит аксиологической и онтологической концептуализации возраста. С. А. Лишаев подчеркивает, что поведение и отношения, взятые в аспекте неоднородности проявления в разные периоды жизни человека, есть нравственный способ жизни как явленность его мудрости [7, с. 99]. На наш взгляд, такое определение отражает не только концепт возраста, но и дает представление культурного возраста, который выстраивается из природного начала и наделяет человека способностью стать творцом культуры. И тогда возрастные периоды жизненного пути человека подчиняются задачам овладения культурой, сотворения культуры и передачи культуры последующим поколениям. Этап сотворения культуры и есть акме становления творческой индивидуальности. Интересный ракурс изучения культурного возраста во взаимосвязи биологических, психологических, социальных и культурных факторов намечается в связи с выделением в качестве культурной доминанты искусства, а точнее художника как субъекта художественного творчества. Возрастные периоды как зона акме в философских идеях На какой возрастной период приходится максимальное воплощение психофизического и социального развития человека, объективным критерием которого являются результаты деятельности, творческие достижения? Этот вопрос вызывал неизменный интерес философов различных эпох, причем в приоритет выводились различные периоды жизни человека. Вершина возможного достижения и развития в социально-гуманитарных науках определяется в различных терминах: зрелость, самореализация, самоактуализация, topos (кульминация). Однако изучив генезис и эволюцию этих позиций, мы все же остановим свой выбор на термине акме. Оно в духе гуманистической парадигмы отражает не только количественные характеристики, но и временную локацию. Для исследователей-биографов наибольший интерес в описании жизненного пути выдающихся художников, философов, ученых представляет то время, в которое они являют себя миру в высшей мере своей мудрости и продуктивности. Это не точка, а протяженность, которая располагается на вершине возможностей, развития и достижений. В античном наследии зона акме представлялась как гармоничные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=