Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

118 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. являются отечественные ученые Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. И. Степанова и др. Итак, цель данной статьи – аналитика концептуализации акме в культурных традициях различных эпох в философских традициях и зеркале искусства. Логика исследования включает последовательную реализацию следующих задач : 1) прояснение культурфилософского концепта возраста; 2) генезис и эволюция категории возраст в философских идеях; 3) тема акме в искусстве. Культурфилософский концепт возраста Онтогенез принято определять как последовательную закономерность психофизических изменений, помещенных в контекст социокультурной динамики. Базовой детерминантой этих изменений выступает культурный фактор, так как генезис, эволюция и осмысление возраста во многом определяется содержательной нагрузкой тех ценностей, которые передаются из поколения в поколение. Возьмем этот тезис в качестве отправной точки нашей риторики, и далее будем последовательно разворачивать аргументацию определения возраста как своеобразного культурного кода [14]. В защиту данного тезиса приведем только один, но очень показательный пример, связанный с популярной в последнее время практикой современников нового прочтения, а так же экранизации классических литературных произведений. Контент-анализ отзывов зрителей на фильм С. Андреасяна «Онегин» (экранизация бессмертного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин») позволил выявить множество критический замечаний в связи с прибавкой возраста героям. Вместе с тем, сам режиссер объясняет такое положение вещей тем, что современные люди взрослеют значительно позже своих предшественников в начале XIX века, а молодые актеры не смогут передать всю гамму чувств, богатый спектр переживаний молодых людей, которые жили двести лет назад. Очевидно, что, концепт возраста, сохраняя свою универсальность для различных культур, приобретает несколько измененные представления по некоторым позициям, а именно: социальные качества и позиции, символическое значение набора действий-ритуалов, которые указывает на принадлежность возрасту. Кроме того, в условиях постиндустриального общества происходят некоторые явные изменения, которые обозначают необходимость усмотрения новых горизонтов осмысления категории возраста. Предпосылками таких подвижек в современных условиях является ряд очевидных тенденций, как то: 1) трансформация привычного ритма протекания жизненного цикла человека; 2) размывание границ возрастных этапов онтогенеза; 3) изменение задач циклов возраста и их значения в современной социокультурной системе. Каждая тенденция может быть проиллюстрирована внушительным количеством примеров. Приведем лишь некоторые. Так, сегодня достаточно часто на студенческую скамью отправляются люди зрелого и даже пожилого возраста. Можно уже констатировать наличие модели взаимодействия, когда представители различных возрастных групп

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=