Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
11 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. специалиста по этике, удалось ли Зиновьеву возвыситься над конкретно- историческим?» – «На мой взгляд, большие философы никогда не поднимаются над конкретно-историческим. И чем больше по итогам своих размышлений и сформулированных учений они, по видимости, поднимаются над конкретно- историческим, тем точнее и глубже они его охватывают» [11, с. 15–16]. Мы начали наше обращение к пониманию практической и прикладной философии в современном (российском) контексте с указания на некоторую гибридность форм, в которых сегодня существует академическое знание. И, если следовать мысли А. Гусейнова, то понимание конкретно-исторических форм существования философии сегодня, может иметь и более общее значение. Ровно таким же образом, как наше обращение к его мысли, значимо для её раскрытия в качестве факта практической философии. Ключевыми сюжетами здесь являются отношения философии или философов и государства, философии и идеологии, философии и национальной традиции. Каждая из обозначенных тем важна для самосознания эпохи и самосознания философии. Последнее, что всегда удивляет своей противоречивостью и парадоксальной истинностью является одной из ключевых задач философии: она постоянно вынуждена переопределять себя. Причиной тому служит её двойственный характер, который легко прочувствовать каждому, кому доводилось сталкиваться с действительным пониманием философской идеи: теория практической философии, становясь основой практики и инкорпорируясь в жизненный мир человека, должна иметь побудительную силу. «Мало сказать, что советское общество имело экспериментальный характер, надо добавить: это был своего рода философский эксперимент» [9, с. 241]. Российское общество, в котором сегодня существует практическая философия, развивается на руинах советской экспериментальной площадки. Сворачивание эксперимента само превратилось в своего рода естествоиспытание на прочность социальной структуры. Поскольку для того, чтобы задавать условия эксперимента, философии приходится становиться тем, что когда-то называли доксой, она с необходимостью костенеет. Сложно сказать, возможна ли идея перманентной революции на практике, но с уверенностью можно заключить, что и сколь бы то ни было последовательное следование абстрактным правилам жизни – практически непосильная задача для людей, которые вынуждены существовать в хозяйственной сфере, т.е. сфере экономико-природной необходимости. Философия временами сливается с идеологией, и к пониманию связи между этими двумя понятиями обращается А. Гусейнов. Обращаясь к 100-летию такого значимого для нашей страны и философии события как «философский пароход», философ даёт такую оценку значимости этого феномена: «Этот эксперимент позволяет, например, детальнее проследить зависимость философии от личных судеб философов, от характера окружающей языковой, культурной и политической среды, от прочности и автономности самих философских традиций, их преемственных линий и многих других творческих и социальных аспектов философствования, которые обостряются в условиях его искусственной (почти лабораторной)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=