Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
108 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Ценность свободы. Эгоистическая пассионарность. Одной из основных характеристик неолиберализма является идея аутентичной свободы самореализации. В полной мере распространить и воплотить эту ценность прежде всего, помогают социальные сети, где индивид может поделиться своими достижениями и получить признание окружающих. Логика организации знания и представлений об индивидуальной самореализации такова, что она быстро приспосабливается к условиям конкретной политико-географической территории, позволяет реализовывать себя, не нарушая местные законы, при этом нося развлекательный характер, постоянно одобряемый единомышленниками в социальных сетях. Реализация своей аутентичности становится необходимой реалией индивида, на которую он желает приобретать и тратить знания, собственные материальные средства и время. Субъект и время. Профессор социологии Университета Париж-ов-Нантер-Ла-Дефанс, специалист по либерализму Кристиан Лаваль в своей работе «Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма» подробно исследует эволюцию формирования индивидуальной свободы личности: «Построение нового западного субъекта – дело давнее. Некоторые философы довольно быстро стали воспринимать утилитаристскую концепцию как такую модель заинтересованного поведения человека (поиск наивысшего блага и личный расчет), которая распространяется на весь комплекс человеческих отношений, то есть модель, согласно которой гражданское общество рассматривается как множество пользовательских отношений. Эта модель понимает человека как существо нуждающееся, движимое постоянным стремлением к удовольствию и желанием избежать страданий. В принципах человеческих институтов нет больше места для трансцендентности, но только для отношений соблазнения и отторжения, примирения и конфликтов, которые становятся универсальными ключами понятий «пользы» и «личного интереса» [4, с. 12]. В следующем высказывании Кристиана Лаваля видим, что данная модель субъективности личности к настоящему моменту сформирована. Свой путь развития она проходила вместе с развитием капитализма и промышленности в Западной Европе: «Система христианских ценностей стала быстро меняться под воздействием зарождающегося торгового капитализма. Действительно, известно, что реальность христианских обществ была довольно далека от идеального единения, от того гармоничного представления о простой общественной системе, распространенного тогда во всех слоях общества. В долгий период западного Средневековья сосуществовали конфликтующие друг с другом социальные и интеллектуальные универсумы, мыслительные категории, виды логики, системы ценностей различные представления о времени. Процесс социальной и интеллектуальной дифференциации постепенно привел к появлению новых форм ментальности, особенно в городах, в торговой, ремесленной и промышленной среде, где мало-помалу было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=