Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г

107 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. течений 19-20 веков, но разделил ее с научно-техническим прогрессом, провозгласив себя его частью. Тем самым упростил себе задачу конструирования образа будущего для индивида и общества. Образ будущего, смоделированный технологическим прогрессом, становится готовым продуктом и для неолиберализма. Один из примеров, иллюстрирующих моделирование образа будущего под видом требований технического прогресса, мы находим в февральской статье 2024 года французского философа, банкира и писателя, яркого представителя неолиберализма, Жака Аттали: «На протяжении последующих столетий школы представляли собой огромное освобождение от ограничений, налагаемых мракобесным религиозным учением. Это происходит до сих пор на многих континентах, а иногда даже в Европе, особенно во Франции, где домашнее обучение даже было запрещено, чтобы защитить детей от сектантских отклонений. Преподавание остается очень серьезной профессией. На другом конце спектра наметилась другая тенденция. Сначала в Соединенных Штатах, для университетов. Несколько весьма успешных предпринимателей, таких как Питер Тиль, соучредитель PayPal и один из первых инвесторов Facebook, запустили в 2011 году программу, призванную предоставить выпускникам средних школ средства для создания собственного бизнеса без необходимости поступать в университет. Совсем недавно, наряду с другими, Питер Тиль возглавил гораздо более лобовую кампанию против самых престижных университетов. Он считает, что в обмен на некачественное обучение, которое совершенно не адаптировано к будущим потребностям рынка, они загоняют молодых людей в долги (не менее 100 000 долларов на каждого студента). Он выступает за развитие краткосрочного профессионального обучения, чтобы студенты могли овладеть навыками на рабочем месте, которые не может предложить ни один университет. Он не одинок: во Франции многие молодые люди, потерпевшие неудачу в традиционной школьной и университетской системе, добиваются ошеломляющих успехов в параллельных частных школах, где учащиеся учатся вместе со своими сверстниками, особенно в области программирования. Сейчас дело зашло гораздо дальше: крупные компании, пока в основном американские, прочесывают средние школы в поисках перспективных старшеклассников, заявляя им, что они не заинтересованы в высшем образовании, не говоря уже о том, чтобы влезать в долги за него, поскольку профессиям будущего в университетах не учат. И это несмотря на то, что компания могла бы нанять их сразу же, платить им хорошую зарплату, обучать их в течение 2 лет и как можно скорее нанять на будущую работу, без необходимости тратить свое время на изучение вещей, которые им никогда не пригодятся. Это явление больше не является крошечным; оно по-прежнему маргинально. Оно бросает серьезный вызов самой модели высшего образования, но завтра и среднего образования» [10].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=