Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
106 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. Высокая степень обезличенности. Формула, предложенная когда-то К. Марксом, остается актуальной для экспертизы социально-ценностных и политических процессов, а именно, господствующие в обществе идеи – это всегда идеи господствующего класса. Но при обращении к неолиберализму эта формула, не применима, т.к. неолиберализм насыщен большим количеством различных вариантов идей и толкований, зачастую, адаптированных к местным политическим условиям и культурным кодам, распространенным на конкретных географических пространствах. Профессор Чарльз Маскёлье в статье, изданной в Европейском журнале социальной теории в 2020 году, подчеркивает этот признак неолиберализма следующим высказыванием: «...я намеревался раскрыть суть происходящего таким образом, при котором признается, что "для реального мира программы неолиберальных реструктуризаций никогда не разворачиваются в чистом виде" [Комм. 1], существует не один, а множество "реально существующих неолиберализмов" и, следовательно, потенциально столько же теорий неолиберализма» [9]. Неолиберализм в истории общественной мысли. По сравнению, с классическими и неоклассическими философскими школами, где всегда есть ее яркие представители, основоположники, неолиберализм, пожалуй, характеризуется наименьшим личностным «участием» своих последователей. Тем самым в глазах общественных масс неолиберализм выглядит как естественный результат социальной эволюции общества в целом, а не как ведомый конкретной личностью процесс, пусть даже и гениальной. Что наделяет неолиберализм дополнительным проявлением объективности, близостью к достижению некого идеала, о котором мечтали философы и естествоиспытатели с конца 18 столетия, признаком неизбежности и полезности для социально-политического устройства. И здесь мы наблюдаем аналогию с рассуждениями Огюста Конта, французского философа начала XIX в., который относил к «позитивным» [3, с. 72] только те знания, которые были полезными, реальными, точными, в противоположность метафизическим и абстрактным понятиям, работающим с причинами и следствиями, необходимостями, возможностями и т.п. Так и неолиберализм принято понимать и истолковывать как некую управляющую позитивную рациональность, не задумываясь и не подвергая анализу, чему или какому классу служат неолиберальные идеи. Как известно, в эпоху индустриального развития капитализма западного типа, наука стала одной из основополагающих ценностей культуры как производственная сила общества. Научный прогресс, порождающий инженерный и технологический рост, стал направляющим вектором и для прогресса социального, продолжая внушать веру индивидам в его некую очевидную данность. Неолиберализм принял положительный опыт влияния так называемой «рациональности» на общественное сознание, способный внушить воодушевление и веру массам, вне зависимости от их уровня образования, возраста и социальной принадлежности. А также занял нишу, свободную от популярных социально-политических
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=