Гуманитарные ведомости. Вып. 3(51) Т1 2024 г
10 Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (51), октябрь 2024 г. условии, что эпистемический “провал” между обоснованием и (мнением) и фактом (знанием) закрыт “прагматически” в смысле витгенштейновской проблемы следования правилу» [19, с. 51]. В контексте практической философии мы имеем дело с тем, что разобраться в контр-примерах обоснованности действия, теоретического смысла поступка фактически невозможно. Парадокс деятельности состоит в том, что достижение абсолютной уверенности (определяемой пост-фактум ) в совершаемом конкретном действии невозможно теоретическими средствами. Но общие размышления о том, как реализуется человеческая свобода в рамках жизненной практики индивида, вполне обосновывают автономию осмысленного действия, не допуская её превращения в произвол. «Свобода не отменяет ни причинности мира, ни включённости индивида в эту причинность. <…> Свобода не одна из категорий, черт, признаков бытия человека, а сам особый присущий ему способ бытия. Именно в этом качестве она составляет ядро практической философии. И именно поэтому последняя так или иначе всегда упирается в проблему соединения истинного знания и доброй воли» [6, с. 25]. Общество и задачи практической философии Этика составляет первейшую часть практической философии, поскольку непосредственно обращается к носителю потенциала к разумной деятельности, т.е. к человеку [10, с. 12]. На этом уровне рефлексии о предмете философии и его границах внутридисциплинарное членение становится всё более условным для непрофессионала, т.е. для самого действующего. Так, чистая этика принимает во внимание соображения политического блага и социального ограничения, как и многие другие. А социальная или политическая философия, в свою очередь, в своей «практической части» имеют в виду этические соображения: «Существуют такие философии, как философия общества (социальная философия), философия политики, про которые нельзя сказать, к какому из аспектов философии (практическому или теоретическому) они ближе. Они имеют дело не столько с живыми индивидами, сколько с общественными институтами и функциями, сами действия индивидов рассматривают не в их свободной индивидуально-личностной выраженности, а в массовых и, самое главное, объективных, закономерных (бессознательных) итогах, которые подобны природным процессам» [6, с. 24]. В прагматическом ключе в самой общей и доступной форме связь теоретической и практической философии можно сформулировать так: они значимы друг для друга. То есть без теоретической философии нельзя помыслить себе практическую. В этом контексте следует рассматривать практику мышления о конкретно-историческом, к которой в последние годы обращается А. Гусейнов, т.е. аналитике положения философии в современном нам обществе, государстве и мире, частью которых мы являемся и закономерностям которых мы подчиняемся. Показательно замечание А. Гусейнова в ответ на вопрос о философе А. Зиновьеве, исследованию философии которого учёный посвятил несколько работ: «На ваш взгляд
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=