Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 98 Роль сознания в формировании нравственности: здесь нравственный закон подвержен влиянию человеческого сознания, адаптируется к новым потребностям и условиям жизни человека, регулируется социальной конструкцией и формирующимися новыми парадигмами о природе человека. Тем не менее в случае неприменимости или невостребованности, а также при возникновении фрустрации, нравственность, в соответствии с теорией З. Фрейда о «вытесненных функциях психики», перемещается в подсознание и проявляется через бессознательные формы, спонтанные проявления, символизацию в искусстве и культуре, а также ошибки в научных работах [37, с. 12-14]. Согласно З. Фрейду, эти проявления в подкрепление психоза и их признание «ненормальными» позволяют ограничить развитие и расширить человеческое сознание, определив его через «Эго» или «Я» как основу индивидуального существования [37, с. 81-82]. Данное определение, заложенное в основу современной структуры развития личности и индивидуального роста, является ключевым фундаментом. Роль совести в исторической России: в России совесть занимает первое место, в то время как сознание, рассматриваемое как «человеческое», присутствует в качестве дополнения. В русской культуре сознание, как «человеческое», подчиняется, соизмеряется, контролируется и управляется совестью. Сознание ограничено действием совести, и они тесно переплетаются, так что сознание как бы «обжигается» и формируется совестью. В исторической России ничто не осуществляется без прямого контроля и участия совести [17, с. 202-240]. Именно таким образом в России создается конструкция, объединяющая божественное и человеческое в идею – Богочеловечество, на котором сосредоточено внимание русских мыслителей: В. Соловьев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров. Н. Бердяев, развивая заявленные идеи указывали, что, когда человеческое сознание отстраняет себя от влияния совести и становится независимым от нее, оно утрачивает связь с русской традицией, религиозностью и культурой нравственности [6, с. 9-25]. Процесс потери или вытеснения совести наблюдается в случае избыточного накопления человеческих знаний [19, с. 17-18], отказа от религиозных основ, как это описывал С. Булгаков, или при замещении ценностей, что упоминал Н. Бердяев в контексте деятельности Антихриста [3, с. 161-162]. Такое явление произошло при появлении новой реальности в СССР, где миф о величии человека сформировал конструкцию могущества пролетариата и социального благоустройства, строящегося во имя человека и зависящего от его собственных потребностей и возможностей [10, с. 12-16]. Реализация этих потребностей требовала развития возможностей в различных сферах, таких как техническая, социальная, идеологическая и воспитательная, пропагандирующая идеи коммунизма и самосознания [35]. Самосознание заменило сознание ответственностью, отдавая ей предпочтение вместо Совести [6, с. 148-217]. Отказ от религиозной совести создал мощный импульс к развитию европейской модели сознания для решения онтологических вопросов, переместив человеческое сознание из пассивного состояния в активное, стимулируя рост человеческих потребностей и их реализацию. Однако попытка

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=