Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 97 употребляет термин «простое или прямое сознание». В своих работах Соловьев утверждал, что, если «чистое сознание» – это «прямое сознание» и оно идентично своему объекту [32, с. 35]. Н. Бердяев описывает сознание как путь человека, находящийся между подсознательным, стихийным состоянием и сверхсознанием, трансцендентным состоянием [6, с. 154]. В. Даль также замечает, что русская культура выражает понятие «сознаванье» как состояние сознающего что-либо или сознающегося в чем-либо. Он считает, что «сознаванье» включает половину исправы, раскаяние, полную память и состояние человека, способного осознать и ответить за свои действия [12, с. 8239]. Ранее в России преобладало христианское понятие «Совесть», которое было связано с моральным Законом и имело форму «со+Весть». «Весть» в данном контексте представляла собой иное понимание, чем человеческое знание. Она была носителем «знания о божественно-нравственном». Понятие «человеческого сознания» сконструировалось как применение к понятию Совесть, осознание собственного греха и покаяние, имея в виду Совесть как божественный дар. Следовательно, можно сделать первый вывод: сознание представляет собой человеческий фактор, в то время как совесть имеет божественную природу. Более того, то, что занимает первое место, определяет психологический мотив, онтологическое событие, сквозное действие истории и развитие человеческой культуры. Если обратиться к истории Европы, то можно заметить, что сознание занимает важное место в качестве идеи человеческого доминирования и превосходства над античными богами и природой, в соответствии с мифологией и философией Нового Времени. Это, в свою очередь, способствует развитию европейской цивилизации как фактора человеческой эволюции. Из этого проистекает появление прогрессирующей концепции человека-бога (а далее сверх-человека, супер-героя, сверх-интеллекта) – символа могущества и власти у Ф. Ницше. Он предлагал преодолеть человеческую слабость и развиться до состояния сверхчеловека, который обладает сверхъестественными способностями и превосходит обычного человека [25, с. 309]; А. Рэнд – представляет героев, которые являются выдающимися личностями, обладающими превосходными способностями и раскрывающими свой полный потенциал [31, с. 67-68]; Р. Курцвейл – выдвигает идею «технологической трансценденции», согласно которой человек может преодолеть свои физические и когнитивные ограничения с помощью технологий и стать сверх- интеллектом [22, с. 16-17]. Стимулы для европейской антропологии: здесь мы сталкиваемся с повышением и накоплением знания, которое считается источником силы и могущества. Из этого вытекает увеличение власти и контроля, доминирования, что в свою очередь способствует развитию личности и достижению превосходства. А далее – стремление к совершенству, бесконечности и бессмертию, как указано в трудах З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма и А. Адлера. Таким образом, данное исследование пытается обозначить важность сознания в контексте истории и развития человеческой цивилизации [39, с. 7-21], а также указать на силу и мощь знания, как апокалиптическую антропологию.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=