Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 96 Основная часть Современный мир разума охвачен множеством противоречивых мировоззрений, которые пересекаются, соединяются, отталкиваются и дополняют друг друга [14, с. 8-9]. Они неизбежно вступают в конфликт и находят общий язык, используя стратегии и методы, разработанные классиками в области психологии, философии и религиоведения: 1. Ф. Достоевский – исследовал внутренние противоречия человека, борьбу моральных принципов и конфликты между светскими и духовными ценностями. 2. Н. Бердяев – представил множество работ, посвященных теме мировоззрения, диалога и противоречий, обсуждал отношение между личностью и обществом, между верой и рациональностью, а также значение веры и свободы в человеческой жизни. 3. Л. Шестов – обсуждал ограничения рационального мышления и важность индивидуальной веры и субъективности в обретении истины. 4. З. Фрейд – исследовал глубинные психологические стратегии и методы, отражающие конфликты и взаимодействие между сознанием и бессознательным. 5. К. Юнг – углубился в исследование коллективного бессознательного и его влияния на мировоззрения и поведение людей. 6. М. Хайдеггер – исследует сущность и значение бытия человека, и его взаимодействие с миром разума. Опираясь на работы предложенных авторов в данной статье, рассматривается развитие и конфликт мировоззрений в двух основных пространствах – Европе и России, которые проявляют стремление защищать свои права и собственные идентичности в сфере формирования и развития Искусственного Интеллекта. Целью анализа заявленных форм мировоззрений в контексте современного определения сознания и совести в создании и развитии искусственного интеллекта, необходимо обратиться к осознанию различий между Европой и Россией через применение ключевых понятий философского языка. В европейском философском наследии сформировалось определение Сознания, которое представлено в концепциях Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта, З. Фрейда, М. Хайдеггера, однако отсутствует упоминание о слове «Совесть». С начала Нового Времени концепция Сознания приобретает новый смысл, переходя от простого понимания к со-знанию. Знание рассматривается как потенциальная сила, способная позволить человеку познать и побороть природу [13, c. 6-13]. Мыслители Р. Декарт, Ф. Ницше, Ж.П. Сартр, Ю. Хабермас, Д. Дьюи применяли рационально-логические методы, рационально- чувственные, интуитивно-эмпирические подходы и другие виды мышления в Новое Время и в современности. Эти идеи стали эквивалентом современной формы существования в европейской цивилизации. В историческом контексте России, определение сознания появилось сравнительно поздно, в XIX веке. В. Соловьев вводит понятие «чистого сознания» и «наличного сознания» как внутреннего факта. Он также

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=