Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 87 Принципиально важное обстоятельство: личные данные, которые анализировал алгоритм, не включали расовую принадлежность. Программа «самостоятельно» пришла к дискриминационным решениям на основе косвенных данных, чаще всего связанных с цветом кожи, например, о наличии судимых родственников [11]. Возможность появления улучшенного человека позволяет допустить распространение технологий «роевого интеллекта» в различных сферах человеческой жизни. Новый тип взаимосвязанности, основанный на интерфейсах brain-to-brain и Интернете Вещей, может усилить и драматично изменить наше восприятие мира, и субъективное, и коллективное. Исходя из этого, испанский философ Д. Вальверду и российский программист М. Таланов считают целесообразным разработку механизмов усовершенствования эмпатических реакций или «создание» нового чувства, основанного на большом объёме данных, игнорируемых до начала новой технологической революции. Улучшение тела и усиление когнитивных процессов – два фактора, которые полностью изменят не только феноменологический опыт самосознания, но и восприятие окружающей действительности. Для описания происходящих изменений авторы вводят термин «техно-феноменологический поворот» [13, с. 6], революцию умов и тел, иначе взаимосвязанных друг с другом и машинами. Различие между известными ранее методами усовершенствования и методом, указанным выше, состоит в том, что технологии прямой сенсорной связи между людьми могут находиться на пороге революционных изменений. Этот процесс представляет собой противоречивый предмет исследования, поскольку вместе с ожидаемым открытием новых возможностей очевидны и риски, анализ которых предполагает не только этическую перспективу, но и культурологический ракурс, а также учёт позиций разработчиков технологий [13, с. 5–6]. Британский учёный-кибернетик Кевин Уорик, убеждённый сторонник технологий усовершенствования, перенёс операцию по вживлению цифрового имплантата, позволяющего взаимодействовать с роботизированными устройствами, в свою руку ещё в 2002 году. С тех пор он позиционирует себя как киборга, иногда – как сверхчеловека [14, с. 9], и активно поддерживает технологии humanen hancement, настаивая на неизбежном в будущем выделении улучшенных людей в отдельный привилегированный класс. Отношения между обычными людьми и киборгами учёный низводит до отношений между людьми и животными: «их сажают в клетки, уничтожают среду их обитания, держат в качестве пленников или питомцев. Так что в будущем, возможно, самое больше, на что смогут рассчитывать люди – стать домашними питомцами сверхлюдей» [14, с. 9]. Технооптимизм в походе К. Уорика деградирует до крайнего индивидуализма на уровне личности, на уровне общества – до социал-дарвинизма. Мы разделяем скептическую позицию по отношению к перспективам массового внедрения нейрокомпьютерных интерфейсов в целях улучшения человечества, выходящих за рамки медицинского использования. Риск социального расслоения на основе доступа к технологиям представляется нам менее существенным в философско-антропологическом контексте, чем риски

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=