Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 86 стремительно разрушится по мере того, как технологии усовершенствования будут развиваться и применяться на практике. Тело человека, возможно, будет лишь в незначительной степени определяться врождёнными характеристиками. Подобно тому, как мы заменим наши тела новыми, изменяемыми и улучшаемыми, прежний мир биологических фенотипов будет заменён новым, созданным нами миром» [5, с. 14]. По мнению В. Барфилда и А. Уильямса, расширение сознания через мозговые имплантаты и компьютерные интерфейсы проблематизирует рассмотрение идентичности через биологическую целостность. Если мы не будем помнить, кем себя ощущали, после выхода далеко за пределы нашей биологии, то кем же мы станем? Если мы сможем изменять наши тела, воспоминания, то сможем изменить наши ощущения и сам способ бытия в мире. Феноменология человеческого существования изменится коренным образом, возможно до неузнаваемости. Что же мы сможем сказать о природе человека, если всё, что мы считали незыблемым и истинным превратится в объект модификации, или даже атаки? Определённо, понадобятся новые философские подходы к идентичности, параллельно с новыми социальными структурами и технологическими прорывами [5, с. 14–15]. Эпоха технологий и информационное общество часто используются в качестве синонимов общества, основанного на знаниях. Возрастающая гибридизация с технологиями и увеличивающийся доступ к информации способствовали повышению уровня жизни во многих обществах, однако, при всём разнообразии открывшихся возможностей для самореализации, люди по- прежнему демонстрируют примитивное, близкое к животному поведение в своём механическом доверии к технологиям или проявляемой агрессии. Среди причин подобных явлений, как правило, выделяют недостаток эмоциональной близости, нравственного усилия, того, что называется человечностью. Каким образом технологии могут сделать человечество более необразованным и жестоким? Чтобы ответить на этот вопрос, итальянские философы Т. Бертолотти, С. Афини и Л. Маньяни предлагают рассмотреть «фундаментальную характеристику человеческой природы – способность превратиться в киборга, установить непрерывную связь с внешним устройством, став одним целым» [6, с. 12]. Интенциональность киборга можно представить как сумму векторов человеческой и машинной рациональности. В результате, превращение в киборга означает необходимость разделять часть приоритетов и целей, заложенных в программы. Процесс частичной интериоризации машинных установок уже доступен для наблюдения на примере открытых источников информации: огромные объёмы данных производятся, сортируются и рекомендуются по логике, далеко не всегда совпадающей с точкой зрения пользователя, но недоступной для понимания не-специалиста [6, с. 12–13]. Резонансным примером влияния машины на принятие человеком ошибочных решений является расистский «перекос» в работе алгоритма COMPAS, использовавшегося для облегчения работы судей в штате Висконсин, США. Исследование независимой группы экспертов установило, что алгоритм ошибочно определял чернокожих подсудимых в группу высокого риска рецидива в 45% случаев против 23% случаев среди белых подсудимых.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=