Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 85 первом показе фиксировались связи между изображениями и соответствующими зонами мозговой активности, во втором показе была предпринята попытка воссоздать изображения только через расшифровку мозговой активности. А. Коуэн и М. Чун смогли воссоздать изображения лиц до некоторой степени подобия. Развитие данной технологии может, с одной стороны, помочь раскрытию преступлений посредством извлечения воспоминаний свидетелей, с другой – поднимает этические вопросы об условиях допустимости процедуры. Исследователи заявили, что на текущей стадии существенным ограничением технологии является возможность считывать только активные участки мозга, но не пассивную память [5, с. 10–11]. Есть вероятность того, что нейрокомпьютерные интерфейсы в будущем позволят извлекать воспоминания из пассивной памяти, существует и более радикальный сценарий – внедрение в память событий, которые человек никогда не переживал. В контексте философской антропологии наиболее значимым нам представляется изучение проектов так называемой кибер-антропологии, иначе именуемой в различных исследованиях как кибер-феноменология или техно- феноменология. Отсутствие терминологического единства подчеркивает различные подходы к интерпретации нового типа субъективности, возникающего в ходе конвергенции человека и машины. Исходя из общей для трансгуманизма и постгуманизма идее о преодолении «человеческой природы» как устаревшего понятия и необходимости поиска новых парадигм постчеловеческого существа, современные западные философы обращаются к философской антропологии в основном в историко-философском контексте. Позиция автора состоит в том, что вопрос о человеке и его месте в мире является неустранимым и центральным в философии, отказавшись от попыток ответить на который она неизбежно редуцируется к частным проблемам естественных наук. Обращение к феноменологической проблематике в исследованиях трансгуманистов в рамках настоящей статьи позволяет нам выделить философско-антропологические аспекты киборгизации, фрагментарно рассеянные в дискуссионном пространстве современной философии. С точки зрения В. Барфилда и А. Уильямса, возможность улучшать тело является фундаментальной характеристикой и большим преимуществом превращения в киборга, и фактически позволяет людям превосходить способности, обусловленные эволюцией [5, с. 6]. Авторы рассматривают киборгов и киборг культуру в контексте специфического образа жизни, совокупности убеждений, реализуемых на практике в результате осмысления возможностей кибер-технологий. Для многих из людей, согласившихся на инвазивное внедрение устройств в отсутствие критической необходимости, смысл существования замыкается на превращении в постчеловека – личность, исследующую все доступные и прогнозируемые методы самоусовершенствования, которые в перспективе позволят радикально изменить физические и психические возможности человечества [5, с. 1]. «Наше ощущение человечности, поскольку оно укоренено в нашей биологии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=