Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 83 непосредственно от S. Исключение одного из уровней информации S, например, квантового, в качестве нерелевантного из поля зрения исследователей, может, согласно М. Николелису, оказаться ошибочным и привести к неполноценной версии симуляции. После того, как будут получены данные о поведении S, потребуется математические формулы для их обработки. Уравнения, описывающие физическую реальность, не всегда приложимы к реальности биологической, следовательно, мы вправе и на данном шаге допустить упрощение и искажение реальных процессов в мозге. Далее, выбранные формулы следует свести к алгоритму, который можно запустить на цифровой машине. Таким образом, компьютерная симуляция – это «попытка симулировать математическую формулировку набора наблюдений за природным явлением, а не самого по себе природного явления» [12, с. 115]. В работе симуляции возможны серьёзные отклонения от ожидаемого результата, учитывая неподвластность эволюции биологической системы бинарной логике машины. Математик Майкл Берри демонстрирует трудности, связанные с симуляцией любой физической системы, на примере игры в пул. Расчёт последствий первого удара относительно прост. Второй удар рассчитать сложнее, поскольку требуется точно вычислить начальные состояния, чтобы получить приемлемую траекторию движения шара. С этого момента сложность вычислений постоянно возрастает. «Например, для расчёта девятого удара с большой точностью вам понадобится учесть гравитационное поле стоящего рядом со столом человека. Если вам кажется, что это плохая новость, дойдите до необходимых условий для расчёта 56-го удара – для этого вам потребуется включить в формулу каждую частицу во Вселенной» [цит. по: 12, с. 115]. Подобные задачи относятся к классу трудноразрешимых задач (intractableproblem), которые не могут быть решены эффективно, поскольку, даже при условии использования недетерминированных суперкомпьютеров, параллельно выполняющих бесконечное количество независимых вычислений, результат будет получен через миллиарды лет. Таким образом, с точки зрения математики и программирования, фундаментальными преградами полноценной компьютерной симуляции мозга являются невычислимые и трудноразрешимые задачи, которые машина либо не способна решить по определению, либо способна, но в неприемлемые сроки. Чем более осведомленными о фундаментальных препятствиях реализации проекта эмуляции мозга являются его сторонники, тем очевиднее подтверждается тезис об ангажированности их оптимистичной позиции. Мы не видим иного объяснения спекулятивным и бездоказательным тезисамв монографиях некоторых весьма известных учёных и философов. Д. Чалмерс впоследней на данный момент работе констатирует, что трудная проблема сознания по-прежнему не решена [8, с. 280], но игнорирует свой мысленный эксперимент философского зомби, которого невозможно отличить от сознающего человека по поведению и речи. Так и не разработав метод, позволяющий преодолеть указанную трудность, австралийский философ смело заявляет, что «симулированный мозг может быть сознательным. Выражаясь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=