Гуманитарные ведомости. Вып. 2(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 80 фантастики. Важно отметить, что сам учёный называл компьютером человека, обладающего возможностью выбора способа решения задачи, в то время как вычислительная машина строго выполняет алгоритм. Победы компьютеров сначала над чемпионом мира по шахматам, и в нашем столетии – по го, впечатлили многих скептиков, особенно в случае с китайской игрой, где фигуры равны по ценности, а число всех возможных комбинаций не позволяет машине найти оптимальный ход методом перебора за разумное время. Большие лингвистические модели, обученные нейросетями, продемонстрировали возможность имитации сознательного общения с человеком и послужили поводом для трансгуманистов ожидать достижение сингулярности ИИ в ближайшие десятилетия [4, с. 10]. В нашем столетии прорывы в области цифровых технологий оказали влияние не только на естественные науки, но и на философию и психологию. Когнитивный психолог Д. Хоффман сравнил взаимоотношения нашего чувственного восприятия и реальностисо связью между программным интерфейсом и компьютером [10]; философ Д. Деннет предложил теорию, отрицающую реальность сознания, которое является лишь «иллюзией пользователя» в человеческом мозге [1]. Прогностические интуиции в области проблем цифрового разума содержатся в сборнике философских эссе под редакцией Д. Деннета и Д. Хофштадтера, изданном в 1982 году [9, c. 3–4]. Во введении к сборнику, Д. Деннет предлагает следующий мысленный эксперимент. Представьте, что вы – астронавт, чей корабль потерпел крушение на Марсе, и у вас нет возможности его починить. Единственный шанс вернуться на Землю – использовать устройство телепортации Телеклон, которое создаст вашу точную, до единой молекулы, копию. При этом ваше собственное тело будет уничтожено. Если ли вы пойдете на риск, то кто появится на другой стороне телепорта? Все тот же человек, или «брат-близнец»? Американский философ признавал, что не в состоянии дать однозначный ответ на этот вопрос. По мнению позднего Деннета, перспектива загрузки мозга на цифровой носитель, по сути, ставит перед нами идентичную проблему. Позиция иллюзионизма позволяла ему ограничиться повторением тезиса о том, что сознания не существует, как и души, следовательно, нет и поводов для опасений. С этической точки зрения данная позиция весьма опасна, поскольку может оправдать убийство человека, создавшего свою «резервную копию» – если между ними нет разницы, то «прототипом» можно пренебречь в процессе эксперимента. Полная оцифровка и загрузка мозга на силиконовый носитель является одним из главных глобальных проектов трансгуманизма, пиковой точкой его устремлений и надежд на обретение бессмертия. В соответствии с задачами нашей статьи мы более подробно рассматриваем скептическую позицию по отношению к проблеме minduploading, чем оптимистичную позицию трансгуманистов. Очевидная заинтересованность IT-корпораций в проектах эмуляции мозга проявляется сегодня, в том числе, в финансировании ангажированных философских исследований в области искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Для этих целей выбираются известные авторы со сложившейся репутацией в научном сообществе. Таков пример Д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=