Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 69 сегменты посредством паблицитного капитала, фактора капитализации и усиления конкурентных преимуществ преподавателя на рынке образовательных услуг» [9, с. 616]. Как видим, цифровой имидж является закономерным отражением процессов, происходящих с личностью преподавателя университета в условиях цифровой трансформации высшего образования и появления цифровой образовательной среды. Цифровой образ преподавателя, с одной стороны, «сохраняет традиционные компоненты профессионального имиджа, обусловленные характером и содержанием педагогической деятельности: профессионализм…; практическая направленность занятия; этика и культура, нравственность; коммуникативные характеристики (доброжелательность, чувство юмора); способность к саморегуляции» [8, с. 225-226]. С другой стороны, включает специфические составляющие, которые связаны с реализацией профессиональной деятельности преподавателя в цифровой образовательной среде: - информация личностного и профессионального характера, размещенная преподавателем и/или образовательной организацией на цифровых ресурсах (персональная страница в социальных сетях, сайт университета и т.п.), позволяет идентифицировать его квалификацию и компетентность, а так же демонстрирует открытость и доступность взаимодействия со студентами; - публикации, исследования, учебные и методические пособия преподавателя, размещенные в цифровых репозиториях, с целью презентации результатов его профессиональной и научной деятельности; - цифровой образовательный контент, разработанный преподавателями представленный на электронных платформах онлайн-курсов, виртуальной обучающей среды Moodle, системы тестирования INDIGO и т.п., указывает на умение использовать цифровые технологии и размещать учебные материалы в цифровой среде; - взаимодействие в цифровой образовательной среде с учетом «особенности функционирования нравственных правил, опосредованных «цифрой», которые являются отражением и продолжением нравственных отношений в реальности» [1, с. 113]. Таким образом, цифровой имидж, представляющий «концентрированный контент, содержащий самостоятельно отобранную педагогом информацию... научные разработки, размещаемые в электронном пространстве… в целях самоактуализации и повышения узнаваемости…» [3, с. 135], позволяет преподавателю: - во-первых, самопрезентовать профессиональные достижения и личностные качества в цифровой образовательной среде, создавая при этом положительное мнение о себе и формируя свою репутацию в научно- образовательном сообществе; - во-вторых, успешно коммуницировать с обучающимися, что способствует успешному и результативному обучению в условиях цифровой трансформации высшего образования, поскольку «важным содержательным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=