Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 68 ценностей, а также различных атрибутов, поддерживающих создаваемое впечатление» [3, с. 134]. Изменение характера образовательной среды университета, внедрение современных цифровых технологий в учебный процесс и развитие цифрового образования способствует преобразованию функций преподавателя, реализующего свою деятельность в цифровом пространстве. В условиях цифровой трансформации высшего образования «преподавателю вуза необходимо находиться не только в состоянии перманентного обновления цифровых ИКТ-компетенций, но и уметь адекватно самопредъявлять свое индивидуальное и профессиональное «я» имиджевой аудитории, заниматься самопродвижением своих научных и профессиональных идей и достижений, создавать позитивный, влиятельный имидж в цифровой среде» [8, с. 225]. Поэтому формирование цифрового имиджа является необходимым, как для повышения эффективного взаимодействия между преподавателем и студентами в контексте цифрового обучения, так и престижа профессии преподавателя высшей школы, в особенности на фоне влияния процесса цифровизации, как на общественную жизнь, так и систему высшего образования. На наш взгляд, игнорирование преподавателем создания цифрового образа, может привести к риску утраты личностного контакта участников образовательного процесса, и как следствие к разрушению образовательного взаимодействия, что может негативным образом сказаться на процессе обучения, а так же к нивелированию ценности профессии преподавателя, которого вполне может заменить искусственный интеллект, лишенный моральной рефлексии. Цифровой имидж – это цифровой образ, созданный человеком при помощи цифровых технологий и/или в цифровой среде. Он состоит из персональных страниц в социальных сетях, интернет-сообществ, пабликов, блогов, цифрового информационного контента о личности человека и формируется с целью привлечения эстетического и профессионального внимания; повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности; манипуляции сознанием, эмоциями и поведением общества [2]. То есть, можно заключить, что в цифровой среде возникает некая «модель цифрового двойника, «облачное бытие» которого можно считать эквивалентом иррациональных глубин человеческой персоны» [6, с. 142]. Цифровой имидж преподавателя высшей школы, с одной стороны, можно рассматривать так же – цифровой образ, который создается при помощи цифровых технологий в цифровой образовательной среде, т.е. модель цифрового двойника.Однако, с другой стороны, учитывая то, что именно созданный преподавателем облик имеет возможность качественно влиять на студенческую аудиторию и процесс обучения, цифровой имидж можно рассматривать как «новую форму влияния личности педагога на обучающихся в электронной среде посредством самопрезентации и самоактуализации» [3, с. 130]. Вместе с тем, исследователи отмечают: «Более глубокое осмысление понятия позволяет… изучать цифровой имидж преподавателя в качестве полноценного продукта, объекта управления, коммуникативного конструкта знаковосимволической природы, используемого для воздействия на целевые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=