Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 67 человека над своей внешностью, манерами, речью, а также справочной информацией о себе в любых источниках, преследующей цель произвести положительное впечатление на окружающих» [3, с. 132]. Работу над образом можно рассматривать как создание некой модели, которая отражает человека, однако она не всегда будет являться точной копией его реальной сущности. «В том случае, если позитивный имидж, формируемый личностью, постоянно подкрепляется ее поступками, можно сказать, что выстраивается «личный бренд», свидетельствующий о высокой квалификации и профессионализме этого человека… С другой стороны, «имидж» – это как раз то, что остается в памяти людей при упоминании человека, его трудов и поступков. Эти сохранившиеся в памяти впечатления формируют положительное или отрицательное отношение к человеку, поэтому в данном значении исследуемое понятие более всего соответствует «образу»…» [3, с. 132]. Отсюда следует, что имидж – это созданный человеком образ, который он использует для того, чтобы оставить положительное мнение о себе и стать узнаваемым. Вместе с тем, образ не всегда отражает истинную сущность человека и часто формируется на основе впечатлений, сложившихся у других людей. Имидж преподавателя высшей школы, в широком смысле, это образ, который создается им в процессе взаимодействия с обучающимися, коллегами и руководством, учебным контентом и образовательным технологиями с целью формирования положительного мнения или репутации. Отметим, что понятия «имидж» и «репутация» имеют сходное значение, поскольку, как отмечают исследователи, имеют единый информационный контекст.Однако, их различие весьма очевидно, поскольку ключевым в определении понятия «имидж» является «образ», тогда как понятие «репутация» определяет «мнение» или «оценка». «Образно говоря, имидж – это маска, репутация – то, что скрывается за ней. Именно поэтому имидж и репутация призваны дополнять и усиливать друг друга, и не противоречить друг другу» [4, с. 246]. Имидж – формирование образа, репутация – сложившееся на основе созданного человеком образа мнение о нем. Имидж преподавателя и его репутация взаимосвязаны и могут влиять друг на друга. Репутация складывается на основе реальных достижений преподавателя в своей профессии, тогда как имидж служит средством акцентирования на отдельные аспекты его профессионализма и инструментом привлечения внимания к определенным личностно-профессиональным качествам. Тот образ, который создает преподаватель, вполне может помочь ему сформировать положительное мнение о своей компетентности и профессиональной подготовке. Поэтому, осознавая взаимосвязь между репутацией и имиджем, преподаватель должен стремиться к соответствию своих профессиональных достижений с теми качествами, которые он представляет в имидже. Это подразумевает поддержание высокого уровня профессионализма, развитие компетенций и стремление к повышению качества своей работы, а так же наличие «аудиовизуальной культуры, т. е. внешний облик, дресс-код, манеру держаться, коммуникативные способности, причем как вербальные, так и невербальные; стиля поведения, системы духовных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=