Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 52 эксцентричной, а интересной лишь флорентийской аристократии и представителям художественных кругов. В России подобными экспериментами в области костюмав 1920-х годах занимались художники-конструктивисты Владимир Татлин, Александр Родченко и Варвара Степанова. Предложенная Александром Родченко прозодежда, воплощенная в модели комбинезона для художника, перекликается с одеждой «Тута». Будучи слишком ориентированными на будущее и связывающие ранее несовместимые понятия – рабочая одежда и мода, модели не нашли широкого применения в народных массах. Но, тем не менее, принципы цельной формы, без деления на «верх и низ» ложатся в основу современной профессиональной рабочей одежды и используются по сегодняшний день. Разработанный художниками мужской вариант комбинезона был революционен, поскольку сформировавшийся к тому времени формальный мужской костюм больше не подвергался серьезным изменениям. Вектор развития женского костюма уже был направлен в сторону упрощения и придания формам геометризации, поэтому предложенный вариант унифицированного костюма нейтрального по отношению к принадлежности определенному полу, выглядел продолжением начавшихся реформ, кроме того, женский вариант представлял собой платье-рубашку, что было не столь радикальным. Призыв футуристов был подхвачен Партией реформы мужского костюма в Англии, ратовавшей за комфорт мужской одежды, за свободу самовыражения. Таким образом, совместными усилиями художников и общественности были заложены основы реформирования костюма. Футуристам удалось живописными средствами достичь в своих произведениях предельно напряженного динамического пространства, а в сфере вестиментарной моды создать единое художественно-эстетическое направление с новыми приемами и художественно-выразительными средствами. Кроме того, они внесли вклад в становление новых видов массового искусства, используя современные возможности техники, массмедиа, таких как газета, фотографии, кино, для возвращения искусства в социальную жизнь. Искусствовед Екатерина Александровна Бобринская так пишет об этом явлении в искусстве: «Футуризм создал свой собственный проект культуры – наступательной, динамичной и агрессивной. Проект, не ограниченный лишь сферой искусства, но вторгшийся в социальную политическую реальность. Он создал свою собственную эстетику борьбы и разрушения, эксперимента и игры, зрелища и жертвы» [1, с. 6]. Развитие взглядов футуристов в эстетике моды второй половины XX начала ХХI веков. В конце 1960-х годов в вестиментарной моде вновь появляется направление футуризм, но уже как реакция на новый этап развития человечества – эру освоения космических просторов. Первый полет человека в космос захватывает весь мир, вдохновляет художников, поэтов, писателей и модельеров. Модный образ связывают с будущим, которое, как представляется, произойдет в космосе, люди начнут путешествовать на Луну и Марс и откроется новая эра для землян. В этой связи название футуризм обретает иные оттенки. Мода, как чуткий барометр откликается коллекциями одежды с акцентом наобразы будущего. Коллекция «Лунная девушка» дизайнера Андре Куррежа, демонстрирующая облик человека космической эры, становится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=