Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 51 объектов. Ярким выражением красоты скорости, а также идеи слияния человека и машины, является бронзовая скульптура Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве». Скульптору удалось передать скорость и силу уверенно движущегося человека посредством развевающихся деталей одежды. «Принадлежащая футуристам идея передачи движения новыми художественными средствами, впоследствии неожиданно нашла отклик и в образах представителей молодежного субкультурного направления байкеров 1950-х годов. Байкер – символ динамичного образа жизни, он созвучен футуристической картине Умберто Боччони «Динамизм велосипедиста», передающей ощущение пульсации времени, слияния стремительно движущегося человека с миром. Образ байкера, мчащегося на мотоцикле, можно было назвать своеобразной ожившей иллюстрацией футуристических лозунгов и живописных полотен. Их вздыбленные ветром куртки, диагональные молнии, шевроны – все выражает экспрессивную энергию» [9, с. 170]. Сподвижники Джакомо Балла – Фортунато Деперо и Тильё Кралитоже обращаются к практическому созданию предметов костюма, мужских жилетов. Их жилеты соответствовали принципам жизнерадостности и динамизма, выполнялись в разнообразной цветовой палитре с использованием контрастных отделочных деталей. Разноцветные жилеты с рисунками, выполненными в лоскутной технике, отражали художественные идеи, а также разнообразили традиционный мужской костюм, позволяли выделиться из общей толпы. [1, с. 51]. Тема оформления костюма стала излюбленной у футуристов, она позволяла отразить их приверженность к необычности. Развивая инновационные идеи футуризма, итальянский художник Эрнесто Тайат (настоящая фамилия Михаэллес) создает универсальное цельнокроеное платье – комбинезон, так называемое «Tuta», изначально имеющее форму буквы «Т», образованную прямыми линиями. «Итальянское слово tutta, означающее «вся», «целая», превращается в «tuta», так как недостающая «t» заключена в Т-образной форме самого комбинезона. Идея целого, содержащаяся в слове «tutta», таким образом, получает материальное воплощение в предмете одежды, использующем ткань целиком , целиком скрывает тело носителя и вводит фигуру коллективного целого – унифицированного облика всех людей, одетых в «tuta» [8, с. 194]. В соответствии с эстетикой авангарда tuta не имела декора, но своей простой красотой, геометризмом она отвечала, скорее, духу ар-деко. Тайат предлагал очередную реформацию мужской одежды, с полным отсутствием декоративности и ограничения свободы движений. Всем этим требованиям соответствовал предложенный им комбинезон. Развивая свою теорию, он предлагает не абсолютно новые типы одежды, а преобразованные модели производственной одежды рабочих, известные еще в ХIХ веке, а в веке ХХ-м – комбинезоны техников и инженеров-механиков, подобные комбинезоны носили и художники. Однако автору удалось отвергнуть устаревшие стилистические условности, провести настоящую трансформацию в одежде, которая, благодаря своей универсальности и простоте, стала доступна массам и отвечала их эстетическим требованиям. Тем не менее, несмотря на направленность к демократизации, одежда tuta казалась большинству

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=