Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 50 мужской гардероб предназначался для того, чтобы служить физической и психологической защитой от сбивающего с толку чувственного опыта модерности. В таком пограничном статусе – между внутренним /телом/ и внешним /миром/ – костюм представлял собой чистый холст для проекции фантазий авангарда» [3, с. 113]. А, ранее, в 1914 году под руководством Джакомо Балла был издан манифест «Мужское футуристическое платье». В манифесте «Антинейтральное платье» он, отвечая на требования военного времени, призывал к воинствующей, агрессивной одежде, повышающей бесстрашие. Призывом к героизму, встречающему смерть как праздник, отвечают футуристические рекомендации к облачению в красные одежды. Необходимость трансформирующейся одежды закреплена манифестом «Футуристическая реконструкция вселенной». Балла известен не только как провозвестник новых идей, излагаемых в форме манифестов, но и как автор многочисленных вариантов футуристического костюма, созданных в поддержку провозглашаемых им теорий. Костюм, выполненный им, утрачивает связь с анатомическим строением человека, для этой цели используется асимметричный крой, остроугольные геометрические фигуры и зигзагообразные линии. Благодаря коллажу из геометрических фигур ярких цветов, покрывающих поверхность костюма и создающих собственную цветовую игру, он становится самостоятельным произведением искусства и приобретает ту же динамичность, которая отличала его картины. Динамизм жизни требует от костюма постоянной изменчивости, Дж. Балла предлагал создавать ее при помощи подвижных и взаимозаменяемых элементов из ткани, прикрепляемых с помощью кнопок. Такой подход лег в дальнейшем в основу метода трансформации в проектировании костюма. В практической плоскости идеи выразились в созданном им футуристическом светящемся галстуке, напоминающем пропеллер аэроплана, костюме с козырьком, разрисованном «силовыми линиями» и др. Футуристы «впервые признали мир технологии, механики, скорости, урбанизма как выражение красоты» [6, с. 53]. Художников-футуристов интересует изменчивость в самых разных проявлениях – от скорости движущихся объектов до феномена бессознательного, открытого Зигмундом Фрейдом. Обращение к скорости и поиски ее выражения средствами искусства вызвано осознанием того, что новая техника меняет психику человека, его психофизиологическое восприятие, и, следовательно, требует совершенно других изобразительных средств, позволяющих достичь предельно напряженного динамического пространства. В экспериментах с костюмом художникам удалось наполнить его динамикой движения, энергией, силой, скоростью, то есть главными принципами их художественного кредо, реализованными простыми, доступными приемами. Футуристы, мировоззрение которых базировалось на динамичной картине мира, воспели новую красоту – красоту скорости, осуществив на практике заявление, содержащееся в пункте четвертом программного «Манифеста футуризма»: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости» [10]. Они открыли иное ощущение пластичности, которое характерно для движущихся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=