Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 49 бунтарски-анархический характер, оформлявшие в печатном варианте призывы и лозунги своих представителей. Начало движения футуризма было положено итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти, опубликовавшим 20 февраля 1909 года, обращенный к молодым художникам, первый свой «Манифест футуризма». «Экзальтированно–эпатажный тон манифеста в сочетании с апологией часто поверхностно понятых новейших научно- технических достижений и полным отрицанием всех духовно-культурных ценностей прошлого оказали свое действие» [4, с. 546] на дальнейшую деятельность художников футуристов. Не ограничиваясь рамками художественной практики, выводя ее в саму жизнь, они заложили основу «тенденции последовательного вывода художника за пределы искусства » [4, c. 546]. Выход за рамки традиционного искусства, как и идея переустройства мира, нашли воплощение в стремлении преобразовать внешний облик человека посредством костюма, эстетика которого, как они считали, должна быть, принципиально изменена. Футуристы и, прежде всего, Филиппо Томмазо Маринетти, ощутили дух времени, неизбежность изменения человеческой психики, психофизиологии восприятия в результате научно-технической революции, а, следовательно, прежние эстетические основы костюма, по их мнению, уже не отвечали запросам человека. Один из излюбленных ими манифестов – «Манифест о женской моде» 1920 года, предлагал провозгласить костюм сферой деятельности высокого искусства, а производство одежды поручить крупным художникам. Новый эстетический взгляд футуристов на моду. Синтез искусств как новая философия творчества оказал огромное влияние на развитие архитектуры и костюма, интерьера и текстиля. Представители футуризма впервые задумались и об образе самого художника, разрабатывая для него своеобразную униформу в виде футуристической одежды. Мечтая о визуальной симфонии уличного пространства, они облачались в многоцветные, асимметричные и даже светящиеся экстравагантные костюмы, резко контрастирующие с безликостью и бесцветностью уличной толпы. Формы костюмов продолжали абстрактные живописные композиции одного из ярчайших представителей футуризма Джакомо Балла, обладали ощущением вибрации, движения городских улиц. Так выражался протест против утраты современной одеждой своего гармонизирующего начала, против нарастающего процесса всеобщей нивелировки. По мнению футуристов, костюм должен быть динамичным, как сама современная действительность, простым, удобным, приносить радость и окружающим, и своему владельцу. Но взгляды на одежду отличались противоречивостью. С одной стороны, высказывалась мысль о том, что она «убила тело», а «целомудренные и стыдливые» стали «рабами одежды», но с другой – «одежда то, что человек прибавил к душе и телу, то, чего не дала земля. Вот почему чем дальше, тем сильней власть одежды, и в наше время стало истиной, что цари платья затмили царей духа и красоты <…> Царство тела прошло. Царство духа прошло. Приди царство одежды» [5, с. 159]. Для экспериментов по разрушению привычных представлений об эстетике одежды художники избрали мужской костюм. «Подобно архитектуре модернизма,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=