Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 48 характерной для них ультимативной манере: «Мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы…Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам» [10]. Отказ от художественно-эстетических и духовных, нравственных ценностей европейской культуры содержится в призыве к уничтожению культуры во всех ее проявлениях – музеев, библиотек, учреждений образования ит.д., о чем свидетельствует как манифест, так и поведение футуристов, выплескивающих «эмоции на простор в бешеном порыве действия и созидания» [10]. Но одновременно футуристы взяли на себя роль создателей новых эстетических принципов искусства. «Искусство, как метод познания жизни (отсюда – пассивная созидательность) – вот наивысшее …содержание старой, буржуазной эстетики. Искусство как метод строения жизни (отсюда – преодоление материи), – вот лозунг, под которым идет представление о науке искусства», – так сформулировал понимание футуристами эстетики, выходящее за рамки традиционного (исследователь футуризма Николай Чужак) [11]. Таким образом, авангардисты видели свою миссию в переконструировании пространства культуры. В процессе осознанных экспериментов, направленных на создание принципиально нового, ими найдены и изобретены формы, приемы, способы художественного выражения, отвечающие духовно-художественно- эстетическим потребностям современного человека. Авангардистские, а затем модернистские преобразования живописи проложили путь к новому облику современного искусства, обладающего оригинальным образным языком и совершенно другой пластичностью. Эти новации послужили импульсом для создания и развития нового художественного языка костюма, однако следует отметить, что преобразовательный процесс не был синхронным, в костюме художественные эксперименты были востребованы в разные времена и в различной степени. Футуризм стал первым художественным движением, отразившим динамичный дух времени. Основной функцией футуризма являлась деструктивность, аизобразительным средством композиции – динамика. Возникший как литературное направление, представленное такими анархистскими писателями как Макс Штирнери Жорж Сорель, он заявил о собственной концепции культуры и агрессивно стремился распространить сферу деятельности художников на всю окружающую действительность. На умонастроения футуристов оказали влияние бунтарство анархистов, некоторые идеи Фридриха Ницше, интуитивизм Анри Бергсона. «Футуристы, несомненно руководствовались ницшеанским идеалом сверхчеловека, попирающего чернь и утверждающего волю к власти насилием и имморализмом» [7, с. 53]. Характерное для них восторженное отношение к достижениям науки и техники, сочеталось с уверенностью в необходимости разрушения традиционной культуры, всего жизненного уклада, сложившегося на протяжении нескольких веков. В ряду других авангардных направлений футуризм занимал особенное место, поскольку представлял собой целостное художественно-эстетическое движение, заявлявшее о намерениях изменить искусство. Новаторством этого эпатажного направления явились многочисленные манифесты, носившие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=