Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 40 3) проанализировать соотношение понятий бессмертия и времени у Борхеса; 4) провести этическую интерпретацию смыслов понятий бессмертия и времени в творчестве писателя «Антифилософия» Борхеса, время и бессмертие Борхес, по мнению Б. Бостилса, выступает как антифилософ (антифилософия – термин, использовавшийся А. Бадью [4]), основная характеристика которого – отказ от систематической философии и от претензии на достижение истины: так, Б. Бостилс, на основании А. Бадью, отмечает, что антифилософский способ мышления отличается следующими особенностями: «во-первых, предположение, что пределы языка совпадают с пределами мира; во-вторых, сведение истины к не более чем лингвистическому или риторическому эффекту, результату исторической и культурной специфики языковых игр; в-третьих, обращение к тому, что находится сразу за пределами языка или за верхним пределом высказываемого, как к области значений, несводимой к истине; и, наконец… радикальный акт, такой как религиозный скачок веры или революционный прорыв, который заранее дисквалифицирует любые систематические теоретические или концептуальные разработки… Эти четыре особенности мышления склонны подталкивать антифилософа соответственно в сторону номинализма, софистики, мистицизма…» [5]. Как «антифилософ», Борхес рассматривает историю европейской философии через полемику реализма и номинализма, считая это противостояние одним из центральных вопросов в истории культуры. В современном мире, по мнению Борхеса, победил номинализм – и язык стал средством забвения универсалий (забвения Бога, времени, истории, этики), что позволяет охарактеризовать всю современную культуру как культуру номинализма: «Некогда новинка, объединявшая скромное число неофитов, номинализм теперь разделяется абсолютно всеми. Его победа столь внушительна и бесспорна, что само имя стало ненужным. Никто не называет себя номиналистом, поскольку других просто нет» [3]. Борхес использует факт противостояния реализма и номинализма как философскую основу литературных сюжетов. Б. Бостилс подчеркивает, что «Фактически, за исключением, возможно, Чарльза С. Пирса и его последователей-прагматиков в Новой Англии, лишь немногие современные мыслители сделали дебаты между номинализмом и реализмом таким центральным принципом своего мировоззрения, как Борхес» [5]. В этом смысле, Борхес использует номинализм как метод своей антифилософии: «Номинализм, несмотря на его провозглашенную повсеместность, которая должна была бы превратить его в предмет всеобщего признания, а не в тему открытых споров, является, прежде всего, источником критического рычага для Борхеса. Именно это дает его произведениям необходимый стимул идти против того, что он называет великой «непрерывностью» западной мысли: времени, личности, вселенной или Бога» [3]. Так, у Борхеса существует своеобразная интерпретация времени, описанная в эссе «Новое опровержение времени», где писатель рассуждает о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=