Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 12 К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА А. А. ГУСЕЙНОВА О. П. Зубец Институт философии РАН А. А. ГУСЕЙНОВ О ФИЛОСОФИИ САМОЙ ПО СЕБЕ Одной из важнейших тем, которым посвящены многие работы А. А. Гусейнова, является рассмотрение философии «самой по себе». Данная статья обращается к образу демиурга, с помощью которого А. А. Гусейнов описывает и человека морали, и философа. Это совпадение выражает понимание философии как этического проекта, философской мысли как поступка. Человек морали поступает, а философ мыслит-поступает так, как если бы от него полностью зависело, «каким быть ему самому и миру», как если бы его возможности были неограничены, как неограничена его ответственность. Философ мыслит мир в его целостности и единственности, задавая его таковым самим актом своего мышления как поступка. Он в своей субъектности уподобляется демиургу. Этот образ выражает самодостаточность, персонализированность и не-сервильность философии, единственность философа в его тождественности задаваемому им миру. Он не может помыслить и словесно выразить начало, но не может не быть им. Мир для философа – не отчуждаемое творение, но поступок, актуальная действительность, что и схватывается в образе бога-демиурга. Это его собственный поступок как его бытие, единственность (персональность) которого оборачивается абсолютностью, и философ – воплощением единства бытия и мысли, подобного божественному. Ключевые слова: А. А. Гусейнов, философия, мышление, поступок, демиург, Аристотель, Ницше. O. P. Zubets RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) ABDUSALAM GUSEYNOV ON THE PHILOSOPHY IN ITSELF One of the most important themes which many of A. A. Guseynov’s works are devoted to is the consideration of philosophy “in itself”, as it is. This article refers to the image of the Creator as a way to describe both a moral man and a philosopher. This coincidence expresses the understanding of philosophy as an ethical project, philosophical thought as an act. A moral man acts, and a philosopher thinks-acts, as if “what he himself and the world are to be” completely depended on him, as if his power were unlimited, just as his responsibility is unlimited.The philosopher thinks of the world in its integrity and onliness, defining it as such by the very thinking as an act. In his subjectness he is likened to the Creator. This image expresses the self-sufficiency, personalizedness and non-servility of philosophy, the onliness of the philosopher in his identity with the world he sets. He cannot think and verbally express the beginning, but he cannot help being it. For a philosopher, the world is not an alienated creation, but an act, an actual reality, which is captured in the image of the demiurge-god. This is his own act as his being, the onliness (personality) of which turns into absoluteness, and the philosopher appears as the actualization of the unity of being and thought, similar to the divine unity. Keywords: Abdusalam Guseynov, philosophy, thinking, the act, demiurge-Creator, Aristotle, Nietzsche DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-2-12-23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=