Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 110 формировании жизни, а в том, как осуществляется восприятие и понимание данных объектов сознанием и жизненным опытом: если мы связываем человека, Бога или АнтиБога с природной формой, мы движемся в направлении вторичного исполнения воли – природа является творением, и она вторична – она представляет собой творение, а не самого творца согласно С. Булгакову [9, с. 3-4]. Отсюда, возникает апокрифический вопрос: если человек является творением, в таком случае, изучение его творений открывает нам суть творящего и его будущего? В формировании темы о будущем человека, которая помогает нам сделать этический выбор между развитием самостоятельности интеллекта и моральными принципами человеческого сознания, мы рассмотрим ряд акцентов, сделанных на философско-антропологическом внимании к Сознании, Совести и ИИ: 1. Сознание возникло как образ, но не суть трансцендентного принципа, а Искусственный Интеллект возникает, как образ новой трансцендентности, созданный интеллектом человека, воплощающего внутренний образ его самого. То есть, мы можем рассматривать ИИ как сущность, которая отражает некоторые черты трансцендентности в контексте создания ее человеком. 2. Вернёмся в историю к идолам – его создавали искусственно (согласно о теории и искусственных мирах [8, с. 125-126]) как выражение (представление) Бога и поклонялись этому образу. Это указывает на то, что искусственные создания, как в прошлом, так и в будущем, могут стать объектом человеческого почитания. 3. Можем ли мы назвать их (объекты почитания) как искусственный интеллект, как искусственное воплощение сверх-сознания (АнтиБога)? На данный момент ответа нет, но предполагается, что он будет дан позже, в заключении исследования. 4. Совесть. Через Совесть, Бог (трансцендентный принцип) может явиться человеку и незримой, и неузнаваемой, и даже очень не по-человечески страшной силой, и это по-человечески может быть как неудобное для него существование. Согласно Н. Бердяеву, апокалиптичность для человека являет себя в нечеловеческом образе, разрушая его прежнюю жизнь и ставя вопрос о возможности дальнейшего существования или его качественного изменения [4, с. 37-45]. Божественность и не должна быть удобной, а вот сознание стремится угождать человеческому эго. Быть ему удобной. Отсюда «гуманизм» сознания отвращает человека от Божественной совести, запирая его в комфортной клетке человеческого бытия [6, с. 217]. Это утверждение указывает на то, что Божественность имеет иную форму существования и создает для человека иной путь достижения поставленной цели. 5. А теперь представим себе Сознание без Совести? И это Сознание создает свое подобие через Искусственный Интеллект. И далее бессмертное Сознание без Совести. Сформулируем это представление концептуально:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=