Гуманитарные ведомости. Вып. 4(50) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (50), июль 2024 г 101 переданную ему весть о нравственности и добродетели, которую он узнал через свое сердце и соединиться с другими в этом. Достоевский здесь обуславливает наличествующий факт, что Весть представляет собой передачу информации, не требующей доказательства, проверки или опровержения. Её информация слагает понимание о высшем человечестве, идеализированном мире и легендарном Китеже, в противовес объективным знаниям о мире, требующих доказательного характера и проверки утверждений [9, с. 3-4]. Совесть адресована напрямую к сердцу человека, в его природу чувств, в центр его осознания, способствуя раскрытию его внутреннего видения к ситуации и человеку, которое служит отражением Божественного мира (трансцендентный принцип христианской антропологии и ее трансцендентная роль). Внутреннее антропологическое видение, не требует специальных знаний, его постижение не зависит от обучения или опыта, в отличие от онтологического понимания через знания [21]. Антропологическое видение, своеобразный продукт Вести, открывает визирующему лицо Бога (трансцендентный принцип) и ведёт к божественному союзу (методология, ориентированная на использование старинных концепций и понятий для анализа трансцендентных, метафизических или духовных аспектов человеческого бытия и реальности). Оно служит связующим звеном и восстанавливает союз с Божественным (трансцендентного и имманентного). Ф. Достоевский уделял значительное время развитию этой способности к «визированию» – способности «видеть» мир глазами художника, проводя немало времени в картинных галереях: виденье как Совесть – это внутреннее чувство, которое позволяет человеку различать, что является этически правильным или неправильным. Оно представляет собой неотъемлемую часть нравственного сознания и имеет трансцендентно-объективный характер, то есть существует независимо от наших субъективных представлений. Согласно традиционному пониманию, виденье как совесть является однозначным и неизменным понятием, лишенным каких-либо вариаций или интерпретаций. Оно является своего рода внутренним «голосом», который направляет наши действия и помогает нам отличать добро от зла. Виденье как совесть базируется на наших твердых убеждениях и принципах, которые формируются в процессе нашего воспитания и социализации [44, с. 847-856]. Иногда виденье как совесть может сталкиваться с конфликтами между личностными подходами в рассмотрении темы, а также между личными интересами и общественным благом в понимании моральных критериев через призму «послушания и наказания». Например, Л. Кольберг, разработал стадии морального развития, которые включают простую подчиненность авторитету, взаимоотношения с пользой для себя и других, а также соблюдение универсальных принципов справедливости и справедливого общественного порядка [21]. Он выделил шесть стадий развития морали, которые охватывают такие аспекты, как подчинение авторитету, послушания и наказания; учет интересов других людей – взаимоотношений с пользой; и учет универсальных принципов и справедливости, называемый стадией «соблюдения справедливости» и т.д. Так в европейской культуре сформировалось сознание через понятие «послушание

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=