Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 9 протяжённости неразрывно связано с ним и имплицитно содержится в нем. С другой стороны, суждение «все тела имеют свойство тяжести» – синтетическое, так как предикат здесь есть нечто иное, чем то, что мыслится в понятии тела вообще (например, геометрическая фигура тела не обладает свойством тяжести, как и тело в условиях отсутствия гравитации). Следовательно, присоединение такого предиката дает синтетическое суждение. Согласно Канту, все эмпирические суждения – синтетические, поскольку предикат в них расширяет понятие субъекта посредством опыта. Что же касается априорных синтетических суждений, то они совершенно лишены такой возможности. Это значит, что если мы пытаемся выйти за пределы субъекта S, чтобы познать, как связан с ним предикат P , то сам синтез становится здесь недоступен (или принимает иллюзорную форму), так как в данном случае отсутствуют данные опыта. «Что служит здесь тем неизвестным Х , на которое опирается рассудок, когда он полагает, что нашел вне понятия S чуждый ему, но тем не менее связанный с ним предикат P ?», – задается вопросом Кант. Этим Х не может быть опыт, так как предикат присоединяется здесь к субъекту с максимальной всеобщностью и необходимостью, чем это может дать опыт. Этим неизвестным могут быть только основоположения чистого разума . «Конечная цель всего нашего спекулятивного априорного знания зиждется именно на таких синтетических, т. е. расширяющих знание основоположениях» [3, c. 48], – приходит к выводу Кант. Вслед за этим Кант утверждает, что все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы. Также и метафизика должна заключать в себе априорные синтетические знания; ее задача состоит вовсе не в том, чтобы только расчленять и тем самым аналитически разъяснять понятия о вещах, a реально расширять наши знания, для чего она должна пользоваться такими основоположениями, которые присоединяют к данному понятию нечто не содержавшееся в нем. Таким образом, истинная задача чистого разума, по Канту, заключается в вопросе: как возможны априорные синтетические суждения? Решение этой задачи предполагает возможность чистого применения разума при создании и развитии всех наук, содержащих априорное теоретическое знание о предметах. В этой связи Кант формулирует ряд предельных вопросов, определяющих возможные научные границы чистого знания: 1. Как возможна чистая математика? 2. Как возможно чистое естествознание? 3. Как возможна чистая философия (не спекулятивная метафизика), содержащая в себе априорные синтетически суждения. 4. И, наконец, как возможна чистая этика или метафизика нравственности? Для ответа на последний вопрос Кант и разрабатывает учение об императивах как высших велениях разума, обязательных для воли. Императив, по Канту, есть своеобразная формула для выражения отношения объективных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=