Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 81 1. Пусть материя бестелесна и не имеет величины. 2. Такая материя будет способной принимать любую величину без различия (ἀδιάφορον). 3. Но факты показывают, что этого никогда не происходит. 4. Следовательно, материя не бестелесна и имеет величину. В выводе пропущены другие логические возможности: i. материя бестелесна и имеет величину, ii. материя не бестелесна, но не имеет величины. Первый вывод означал бы, что материя является либо плоскостью, либо линией – этот вариант Филопон отбрасывает в 431.1-2. Второй вывод возвращался к проблеме, которую нужно было решить: если материя не имеет величины, то она способна принимать любую величину без различия. По сути дела, можно было бы сократить доказательство, отбросив предикат бестелесности. Фундамент доказательства можно тогда сформулировать так: материя трёхмерных тел должна иметь величину, иначе она не отвечает природным феноменам. Тем самым, в своей критике традиционной концепции материи Филопон опирается на эмпирию. 2\ Определение неопределённого Античная философия традиционно ассоциировала материю с неопределённостью. Платоновская χῶρα – это третий род, τρίτον γένος, о котором можно говорить лишь в рамках «незаконного рассуждения», λογισμῷ τινι νόθῳ (Tim. 52a8-52b2). Аристотелевская ὕλη представляла собой tertium quid, ἕτερόν τι τρίτον, всякого формального возникновения (Phys. 189a26): материя подлежит форме, но лишь форма имеет категориальное определение, материя же выпадает из схемы категорий. Возобновлённый интерес к пифагореизму вписывает платоно-аристотелевскую материю в спекулятивную метафизическую систему, основанную на древнепифагорейском дуализме единицы и двоицы. У Прокла материя оказывается манифестацией Беспредельного, которое образует вместе с Пределом пару метафизических первоначал πέρας καὶ ἄπειρον, следующих непосредственно за Первоединым (Theol. Plat. III.8 30.15-18). Разрабатывая свою новую концепцию материи, Иоанн Грамматик вносит существенные изменения в традиционные ассоциации. Материя больше не является неопределённой - и это во многих смыслах. Во-первых, материя получает своё собственное определение, λόγος τῆς φύσεως (414.14-15): материя есть трёхмерность, трёхмерность представляет собой сущность материи (424.23-25). Во-вторых, материя переносится в категорию сущностей: будучи тождественна с трёхмерностью, она оказывается в категории сущностей на правах характеристической дифференции (χαρακτηριστικὰ διαφορά, 425.22), сущностного качества (οὐσιωδὲς ποσόν, 424.6) и образующего свойства (συμπληρωτικόν, 425.21). Тем самым, материя приобретает вполне определённый онтологический статус. В-третьих, материей отныне считается тело как таковое, (σῶμα ᾗ σῶμα, 413.25), а стало быть, материя приобретает и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=