Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 80 «Величинными» объектами являются, таким образом, все протяжённые объекты одномерного, двумерного и трёхмерного пространства. Вообще: «быть величинным» или «иметь величину» (μέγεθος ἔχειν) означает быть протяжённым (διαστατόν). Всякое физическое тело протяжённо в трёх измерениях, поскольку оно вообще является телом. Следовательно, всякое физическое тело как тело обладает величиной. Для каждого конкретного тела эта величина также конкретна; само же тело как таковое, ἁπλῶς σῶμα, представляет собой «величинный» объект: тело как таковое есть трёхмерная протяжённость. Лишь трёхмерная величина (μέγεθος) представляет собой объём (ὄγκος), как бы «протяжённую массу»; именно этот объём, принципиально характеризуемый величиной, но сам по себе неопределённый, составляет сущность всего телесного. Именно в этом смысле трёхмерность возводится Филопоном в главе 5 в ранг сущностного количества , οὐσιωδὲς ποσόν. Но почему материя должна непременно обладать величиной, или «величинностью»? Ведь можно было бы представить традиционную бесформенную материю, к которой всякий раз присоединяется форма количества. В главе 8 Филопон демонстрирует, что бесформенная материя, являющая собой все возможные вещи в потенции, должна быть способна принять любую величину безо всякого различия (429.17-431.2). Однако эмпирия показывает, что такого не происходит: как не бывает фигового зерна размером с человека, так и человек никогда не вырастает до Луны (431.10-12). Напротив, имеет место гармония и определённость размеров: каждой форме соответствуют свои размеры, а из большего объёма воды всегда получается больший объём пара. Это значит, что бестелесная материя, если только она существует, не способна принимать любую величину. (430.24) εἰ (25) τοίνυν ἀσώματος οὖσα καὶ ἀμεγέθης ὕλη καὶ δυνάμει πάντα καὶ περὶ αὐτὴν τῆς τοῦ μεγάλου καὶ τοῦ μικροῦ μεταβολῆς γινομένης εἰς πᾶν μέγεθος μεταβάλλειν ἠδύνατο ἄν, οὐ μεταβάλλει δέ, οὐδ’ ἄρα ἀσώματός (431.1) ἐστιν οὐδ’ ἀμεγέθης· οὐ γὰρ δὴ γραμμὴ ἐστιν ἢ ἐπιφάνεια. Если, таким образом, материя бестелесна и не имеет величины, в возможности же является всем, и если превращение [в аспекте] большого и малого происходит вокруг неё, – [если таковая материя] способна превращаться в любую величину, но [на деле] не превращается, то тогда она не бестелесна (431.1) и не без величины. Ибо она точно не линия и не поверхность. Этот небольшой пассаж содержит важную физическую мотивацию филопоновской концепции. Приведённое доказательство представляет собой энтимему, поэтому его необходимо несколько прояснить. Ход мысли Филопона следующий (reductio ad impossibile):

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=