Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (49) 2024 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (49), апрель 2024 г. 78 1\ Величина и объём Вполне очевидно, что в главе 8 (428.26-445.27) Филопон разбирается с важной для него проблематикой – отсюда подробность и размер главы (восьмая глава в разы превышает по размеру все прочие, занимая внушительную часть всей книги). Несомненно, за этой главой стоит физическая дискуссия, имевшая место по меньшей мере внутри александрийского кружка Аммония, сына Гермия [Комм. 2]. Нельзя, однако, терять из виду контекст главы 8. Ранее, в главах 4-7, Филопон разобрал три возможных возражения на свою концепцию, показав их несостоятельность. При этом была продемонстрирована недоказуемость гипотезы бескачественной, бестелесной, бесформенной материи. Глава 8, в свою очередь, направляет разобранные возражения в против традиционной концепции материи, демонстрируя нелепости, из неё вытекающие. Тем самым, весь комплекс глав 4-8 задуман как полномасштабное опровержение гипотезы бескачественной материи в двух действиях: демонстрация недоказуемости (главы 4-7) и доказательство неадекватности феноменам (глава 8) [Комм. 3]. Первая несообразность – обращение темы первого возражения. Соответственно, эта часть главы 8 (429.2-440.18) естественно связана с главой 4 (415.11-421.15). Оба текста построены вокруг проблемы роста и убыли объёма и направляются вопросом: как объяснить изменение объёма при взаимных превращениях тел? В обоих текстах рассмотрены следующие примеры: 1) разрыв закупоренных бочек и бурдюков, доверху наполненных вином в процессе брожения; 2) испарение воды и образование пара; 3) горение дерева с выделением клубов дыма; 4) пищеварение. В главе 4 Иоанн отвечает на возражение, будто бы все эти процессы подразумевают изменение самой трёхмерности. Ради этого он кратко излагает теорию изменения (μεταβολή, 418.10-16): всякое изменение происходит в рамках некоторой одной категории и представляет собой переход от одной формальной неопределённости к другой: πᾶσα γὰρ μεταβολὴ ἔστασίς ἐστιν μεταβάλοι, καὶ τοῦ, καθ’ ὅ γίνεται (418.10-11), «всякое изменение ведь есть исступление из того, относительно чего это изменение происходит». Изменение природы вещества – например, превращение воды в воздух – является изменением в качестве (κατὰ τὸ ποιόν) (418.9), рост же и убыль объёма суть изменения лишь в количестве (κατὰ μόνον τὸ ποσόν) (418.8). При изменении объёма тело не изменяется как таковое, т. е. в сущности, не перестаёт быть телом: ἐν τοῖς μεταβάλλουσιν ἡ τοῦ σώματος, ᾗ σῶμά ἐστιν, ὑπομένει οὐσία (418.24-25), «в превращениях вещей сущность тела как такового не изменяется». Поскольку тело как таковое есть (в сущности) трёхмерность, то изменение тела в сущности означало бы потерю им дифференции τὸ τριχῇ διαστατόν, следовательно, потерю телом телесности, уничтожение тела как тела (418.25-419.2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=